Ser-Esenin.ru

В помощь школьнику и студенту!

Сочинение на тему: Кутузов. Произведение: Война и мир

Сочинение на тему: Кутузов. Произведение: Война и мир

Реальное историческое лицо, главнокомандующий русской армией. Для Толстого он идеал исторического деятеля и идеал человека. "Он все выслушает, все запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли, - это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и, ввиду этого значения, умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое". К. знал, что "решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти". К. сливается с народом, он всегда скромен и прост. Его поведение естественно, автор постоянно подчеркивает его грузность, старческую слабость. К. - выразитель народной мудрости в романе. Сила его в том, что он понимает и хорошо знает то, что волнует народ, и действует сообразно этому. К. умирает тогда, когда исполнил свой долг. Враг вытеснен за границы России, больше этому народному герою нечего делать.

Кутузов — главнокомандующий русской армией. Участник реальных исторических событий, описанных Толстым, и одновременно сюжета произведения. У него «пухлое, изуродованное раной лицо» с орлиным носом; он седой, полный, тяжело ступа ет. На страницах романа К. впервые появляется в эпизоде смотра под Браунау, производя на всех впечатление знанием дела и вниманием, скрытым за кажущейся рассеянностью. К. умеет быть дипломатичным; он достаточно хитер и говорит «с изяществом выражений и интонаций», «с аффектацией почтительности» подначальственного и нерассуждающего человека, когда дело не касается безопасности родины, как перед Аустерлицким сражением. Перед Шенграбенским сражением К., плача, благословляет Багратиона. В 1812 г. К., вопреки мнению светских кругов, получает княжеское достоинство и назначается главнокомандующим русской армией. Он любимец солдат и боевых офицеров. С начала своей деятельности в качестве главнокомандующего К. считает, что для победы в кампании «нужно терпение и время», что решить все дело могут не знания, не планы, не ум, а «что-то другое, независимое от ума и знания». Согласно толстовской историко-философской концепции, личность не в состоянии по-настоящему влиять на ход исторических событий. К. обладает способностью «спокойного созерцания хода событий», однако умеет все увидеть, выслушать, запомнить, ничему полезному не поме- шать и не позволить ничего вредного. Накануне и во время Бо- родинского сражения командующий следит за подготовкой к бою, вместе со всеми солдатами и ополченцами молится перед иконой Смоленской Божией матери, и во время боя управляет «неуловимой силой», называемой «духом войска». Мучительные чувства испытывает К., принимая решение об оставлении Москвы, но «всем русским существом своим» знает, что французы будут побеждены. Направив все свои силы на освобождение родины, К. умирает тогда, когда роль его исполнена, а враг вытеснен за границы России. «Простая, скромная и потому истинно величественная фигура эта не могла улечься в ту лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумала история».
КУТУЗОВ — центральный персонаж романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» (1863-1869). В романе Михаил Илларионович Кутузов описан как реальное историческое лицо, участник действительных событий, главнокомандующий русской армией, однако по ходу сюжета связан с другими действующими лицами «романическими» отношениями. В формировании замысла «Войны и мира» как исторического произведения образ К. призван был выразить целый ряд важных для автора идей: отношение к роли личности в истории и ее движущим силам, представления о том, что есть «дух войска» и какова его роль. Положение К. в романе целиком зависит от его реального участия в действительных исторических событиях: он впервые появляется в эпизоде смотра под Браунау, поражая солдат своей опытностью и знанием дела; командует армией в 1805-1807 годах, благословляя Багратиона на Шенграбенское сражение; становится во главе русской армии в 1812 году, будучи твердо убежденным в том, что французы «будут… лошадиное мясо есть».

В то же время на страницах романа К. предстает и как лицо частное, связанное добрыми отношениями с бывшим сослуживцем, старым князем Болконским, выказывающим расположение его сыну. Толстой вникает в душевный мир К., раскрывает его чувства и переживания, связанные в основном с драматическими событиями 1812 года. Дипломатичный, достаточно хитрый и опытный в придворных интригах, К. в 1812 году как бы освобождается от всего ненужного, направляя силы и волю на защиту Отечества и соединяясь в этом чувстве со всем народом. Согласно толстовской историко-философской концепции, К. не видит смысла в активных действиях, пытаясь лишь не мешать естественному течению событий, не запрещать полезного и не поощрять вредного. Он весьма искусно управляет «духом войска», особенно во время Бородинского сражения. Тяжелее всего К. переживает необходимость оставления Москвы, решение, которое он принимает своей властью. И лишь выполнив свою миссию освобождения родины, К. становится как бы ненужным. Он умирает, честно исполнив предначертанную ему историей роль.
Наверх