Ser-Esenin.ru

В помощь школьнику и студенту!

Трагедия русской деревни в лирике С.А. Есенина

Поэзия начала 20-го века отличается большим разнообразием. В историю вошли множества литературных течений и направлений: символизм, футуризм, акмеизм, имажинизм. Каждый поэт считал своим долгом принадлежать к той или иной группе – такова была мода. Но все это было лишь формой, внешней оболочкой, потому что настоящее искусство нельзя ограничить узкими формальными рамками. Настоящий поэт всегда будет уникальным и неповторимым, к каким бы «измам» он себя не причислял. Таковы Блок, Ахматова, Цветаева, Пастернак и, конечно же, Есенин.
В русскую литературу Есенин вошёл как «последний поэт деревни», поэт-крестьянин. А что самое главное для крестьянина? Его земля. Поэтому тема деревни стала для поэта одновременно и целинной, и знакомой до боли. Он так и называл себя - «последним поэтом деревни».
Первые стихотворения Есенина, помеченные 1910-м годом, навеяны детскими воспоминаниями. Поэт рисовал, прежде всего, природу родного края, своей глубинки. Вся природа у него одушевлёна: берёзки уподобляются девушке, месяц – ягнёнку, который «гуляет в голубой траве».
Вместе с тем, образ природы строится в стихах этого поэта только на сопоставлениях с деревенским бытом («страна березового ситца»), а жизнь человека раскрывается обычно через его соседство с природой:
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.
Но с течением времени Есенин начинает выходить за пределы своих детских воспоминаний и впечатлений. Теперь поэт раскрывает не столько собственные переживания, сколько судьбу всей России.
Случилось это во времена великих бурь революций. Как поэт своей родины, Есенин не мог оставаться в стороне от этих событий. Когда он убедился, что революция ускорит переход России с патриархальной колеи на магистрали индустриализации, то очень болезненно воспринял это. Реальные революционные события, резкие перемены в деревне, даже машинизация села – всё это в представлении Есенина говорило о гибели кроткой, созданной, главным образом, воображением поэта патриархальной Руси. Таким образом, он боялся не пришествия нового, а ухода старого.
Теперь Родиной для Есенина невольно стала не только деревня и её природа. Появляется новый герой, теперь также неотъемлемо связанный с Россией, – город. Отношение к этому поэт хорошо выражает в своем стихотворении «Я последний поэт деревни»:
На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость.
Злак овсяный, зарёю пролитый,
Соберёт его черная горсть.
Но это не пейзаж, а созданный средствами пейзажной живописи образ Прощания и с вымирающей деревянной деревней, и с ее древней земледельческой культурой, и с ее последним поэтом - еще живым, но уже почувствовавшим, что время его миновало.
Это и многие другие произведения Есенина построены на приеме антитезы – постоянного противопоставления деревни и города. При этом деревня выступает у поэта как источник добра, благодати, а город – только проклятый, «железный гость».
Свои страхи и наблюдения над новой Родиной Есенин ярко выразил в стихотворениях «Возвращение на родину», «Русь советская», «Русь уходящая»:
Я человек не новый!
Что скрывать?
Остался в прошлом я одной ногою,
Стремясь догнать стальную рать…
Отказаться от своих корней Есенин не мог. Поэтому именно в это время для его лирики характерна условная религиозная символика. Взять хотя бы маленькую поэму «Сорокоуст» (так называют поминальную молитву). Теперь религиозные образы стали источником вдохновения: «у лесного аналоя воробей псалтырь читает», «закадили дымом над росою рощи». Лирическим героем некоторых стихов того периода стал странник, идущий на богомолье. А деревня теперь сравнивается с несмышленым жеребенком, который хочет, но, конечно же, не может обогнать поезд. «Живых коней давно заменила стальная конница» – говорит поэт.
В этом, по мнению Есенина, трагическое положение деревни – она безвозвратно ушла в прошлое и уже никогда не станет тем центром духовной жизни, которым была когда-то. Деревня как символ прошлого и благодати на земле, вековой мудрости, отстала от широко шагающего «железного гостя». И уже деревенские парни и девушки уезжают в город, оставляют родные края, как когда-то сделал сам Есенин. Но вне России он не мыслил себя.
Сначала чувство родины у поэта было почти неосознанным, детским и безмятежным, счастливым врожденной причастностью к деревенским корням, к ее природе. Затем оно перешло на более сознательный, рассудочный уровень. Но неизменным всегда оставалось одно – бескрайняя любовь к русской деревне, которую Есенин считал колыбелью культуры, нравственности, самой жизни.

Похожие статьи:

Наверх