Ser-Esenin.ru

В помощь школьнику и студенту!

Тема любви в лирике С.А. Есенина

Когда человек рождается, то все вокруг него наполнено любовью, он не знает чувства ненависти и обиды. Любовь – первая и основополагающая эмоция и чувство. Но по мере взросления, к сожалению, человека начинают окружать не очень приятные вещи, и отношение к жизни меняется.
Но все же, несмотря ни на что, любовь остается в жизни людей, напоминая о себе первым поцелуем, морским бризом, лунными ночами и ласковым маем, когда вся природа ликует и любит жизнь. Отношения между мужчиной и женщиной только тогда бывают хорошими, долгими и плодотворными, когда основаны не столько на взаимном уважении, сколько на любви.
Поэтому о том, что называется любовью, вечно размышляли, спорили, спрашивали друг друга и никогда не находили точного ответа. Уж очень хотелось понять: почему человеку невыносимо жить без любви и почему так трудно любить? Писатели и поэты посвящали теме любви не только книги и тома, но и свои жизни. И каждый из них видел любовь по-разному, разным наполнял её.
Как же рассматривал это чувство в своих стихах хулиган и деревенский поэт Сергей Есенин?
Мне бы хотелось обратить особое внимание на цикл стихов «Любовь хулигана». Существенной особенностью этого цикла является то, что он выстроен как роман о влюбленном герое. Здесь рассказывается история любви, от зарождения чувства до его окончания, от «первый раз я запел про любовь» до «разлюбил ли тебя не вчера?»
В «Любви хулигана» образ любви светел, и потому лирический герой заявляет: «В первый раз отрекаюсь скандалить»; «Разонравилось пить и плясать, и терять свою жизнь без оглядки»; «Я прощаюсь с хулиганством». Эта любовь настолько чиста, что любимая ассоциируется с иконным ликом: «Твой иконный и строгий лик, по часовням висит в рязанях».
Но справедливости ради нужно сказать, что этот цикл относится к позднему периоду поэзии Есенина (если можно так сказать, ведь умер он в 27 лет!). До этого существовал сборник «Стихи скандалиста», где любовь была равна «постели»: «Наша жизнь – простыня и кровать, наша жизнь – поцелуй и в омут». А «Любовь хулигана» - тончайшая психологическая лирика, в ней осенние настроения поэта созвучны душевному покою. И в этих стихах, и в последующих творениях на эту тему мы не наблюдаем любовного пессимизма, любовной драмы, характерной для образа любви в лирике М. Лермонтова, А. Ахматовой, А. Блока, В. Маяковского.
В чистые и нежные тона окрашена любовная лирика С. Есенина. Чувство любви воспринимается поэтом как возрождение, как пробуждение всего самого прекрасного в человеке. Через мельчайшие детали он рисует сложную гамму чувств. Только две строки, и все становится понятным:
Все равно – глаза твои, как море,
Голубым колышутся огнем
Вот она, неповторимость чувства, истинная поэтичность переживаний, великая красота любви.
Следующий цикл стихов о любви – это «Персидские мотивы», в которых у Есенина раскрывается тайное искусство любви, он пишет стихи об умении любить, об угадывании желаний. Поэт упоминает о Саади, который создал образ турчанки, затмившей красотой всех и вся. Он дает прекрасному образу множество названий: «дыханье ранней весны», «мускус и амбра», взгляд ее хмельней багряного вина, и «тускнеет пред нею свет, которым весь мир озарен».
В 1925 году в любовной лирике Есенина раскрылась донжуанская тема. Такие стихи, как «Ты меня не любишь, не жалеешь...», «Не гляди ты на меня с укором…», «Какая ночь! Я не могу…» посвящены «вспыльчивой связи», принятой за любовь, легкомысленным женщинам. Эта любовь без страдания, она – в удовольствие, это чувство не требует от поэта жертв. Это любовь умиротворяющая, она соответствует настрою поэта на душевный покой:
Походить я стал на Дон Жуана,
Как заправский ветреный поэт…
Таким образом, отношение Есенина к любви не было постоянным, оно менялось у поэта с возрастом. Вначале - это радость, восторг, он видит в любви только удовольствие. Затем любовь становится более страстной, приносящей как жгучую радость, так и жгучее страдание. Позже в творчестве Есенина наблюдается философское осмысление жизни через любовь. В его поздней лирике складывается концепция благодатной любви, необременительной, дарящей радость и тихую грусть.

Похожие статьи:

Наверх