Мир природы в лирике С.А. Есенина

Мировосприятие С. А. Есенина с самых ранних лет складывалось в тесном общении с природой. Природа - не только «колыбель», но и поэтическая «школа» Есенина. Она - душа его стихов. Это - источник, питающий лирические чувства поэта.

«Какая радость пришла в русскую поэзию!»- так писал С. Городецкий, прочтя первые юношеские пейзажные стихи Есенина. И он был прав. Природа в ранних стихах звенит птичьими трелями, загадочно шепчет листвой, шумит ливнями, оглушает громовыми раскатами, ослепляет радужным многоцветьем. Лирика наполнена сочными и необычными метафорами: «осень - рыжая кобыла», «яблоки зари», «небесное коромысло», «пряжа солнечных дней». Эти пейзажные зарисовки трогательны и хрупки.

Почти во всех первых стихотворениях присутствуют религиозные образы, тесно переплетающиеся с естеством природы, мифологические сюжеты сочетаются с деталями крестьянского быта и красками природы: «благовест ветра», «закадили дымом», «в елях - крылья херувима», «под венком, в кольце иголок // Мне мерещится Иисус», «взванивают в четки ивы - кроткие монашки», «под соломой - ризою выструги стропил». Деталями пейзажа часто становятся церкви, монастыри: «опять часовни на дороге и поминальные кресты», «сенокос некошеный, лес да монастырь». Эти мотивы пришли в лирику из слышанных в детстве духовных песен и легенд, они являются выражением черт народного сознания.

В более поздних стихах поэта пейзажные зачины и природные образы становятся частью лирической исповеди поэта. Природа впитывает «половодье чувств», умом и сердцем поэт стремился проникнуть в глубокие тайны: «понятен мне земли глагол, // Но не стряхну я муку эту». Есенин всегда ощущал себя частью этого мира, искал и находил общность и отклик в мире природы: «Подымайте вы, лунные лапы, // Мою грусть в небеса ведром». Гамма его настроений широка и пестра, ведь так пестра и противоречива русская жизнь.

Есенинская природа - единый организм, целая вселенная, части которой неделимо связаны друг с другом. Одно явление природы изображается через другое: «Сыплет черемуха снегом», «Как метель, черемуха машет рукавом». Все дышит, живее действует! Природный мир включает небо с солнцем, луной, звездами, закаты и рассветы, вьюги и бураны, косогоры и перелески. «Рыжий гусь», «всадник унылый», «желтый ворон кружит, вьется над землей», «злат бугор» - это все о месяце, который «жеребенком запрягался в наши сани». «Серебряный», « протяжен и глух», «овсяный» - это о ветре, который треплет «под облачной кущей золотую дугу».

Земные пейзажи Есенина - это, в основном, среднерусская природа с её скромностью и приглушенностью: «Вижу лес и вечернее полымя // И обвитый крапивой плетень», «Приютились к вербам сиротливо // Избы деревень», «Буераки…пеньки… косогоры обпечалили русскую ширь», «топи да болота», «резеда и риза кашки», «неприглядная дорога», «чахленькая местность»…Но эта бесприютность и серость дороже и ближе сердцу, чем яркая, экзотическая природа, описанная в «Персидских мотивах» и кавказских стихах. Хоть и красив восточный пейзаж, «он не лучше рязанских раздолий», поэтому-то лирическому герою и пора «обратно ехать в Русь».

Природа наполнена звуками: «Поёт зима - аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка», звенит не только сосняк, звенит и рожь, в звуковых образах всплывают и цветовые: «в роще по березкам белый перезвон», «А у низеньких околиц звонко чахнут тополя». Основные цвета есенинских пейзажей - синий, малиновый, золотой. Это цвета православной иконописи, от этого вся природная лирика поэта приобретает истинно русское, настоящее и такое близкое каждому сердцу содержание: «О, Русь, малиновое поле // И синь, упавшая в реку», «Золотою лягушкой луна…», «Синий подкосил цветок // Золотой примял цветок».

Есенин всегда был «поэтом золотой бревенчатой избы», видимо, поэтому вся его природа - некая космическая деревня, огромное крестьянское хозяйство. «Под плугом бури ревет земля», «отелившееся небо лижет красного телка» - так мог воспринимать мир лишь крестьянский сын. Но и позднее, когда «мечтатель сельский» превратился в «высококлассного поэта», он не перестал быть певцом деревни. В его творчестве почти нет городских пейзажей. Наступление «железного гостя» - города - на деревню воспринималось как опасность природному миру. В «Сорокоусте» борьба деревни за выживание оказывается проигранной, все большее предпочтение отдается городу.

Есенинская природа населена зверями, добрыми и злыми, весёлыми и безнадежно печальными. Новаторство С. Есенина в изображении животных в том, что, упоминая их в бытовом пространстве (поле, река, деревня, двор, дом), он не ставит цель просто изобразить то или иное животное. Они, являясь частью окружения, превращаются в средство философского осмысления мира, позволяют раскрыть содержание духовной жизни человека.

Вводя образ собаки в стихотворения, поэт пишет о давней дружбе этого зверя с человеком. Ее образ занял в творчестве поэта большое место. В стихотворении «я обманывать себя не стану» поэт пишет :«В переулках каждая собака // Знает мою легкую походку», Средь людей я дружбы не имею, // Я иному покорился царству. // Каждому здесь кобелю на шею // Я готов отдать мой лучший галстук...». В этих строках выражена мысль автора о том, что животные чаще лучше людей, добрее, понятливей.

А. М. Горький писал, что Есенин - это «…орган, созданный ….для выражения любви ко всему живому в мире». Это действительно так. Творчество Есенина - гимн природному царству, без взаимодействия с которым не может совершаться самоопределение всего человечества, ведь мы живем по законам природы… Хорошо, что есть поэзия Есенина, она помогает не уходить далеко от истоков.

© SER-ESENIN.RU 2005-2016
При перепечатке материалов гиперссылка на сайт ser-esenin.ru обязательна. Все материалы являются собственностью их авторов.
С.А. Есенин ::: Жизнь моя, иль ты приснилась мне...

Наверх