Ser-Esenin.ru

В помощь школьнику и студенту!

Стихотворение С.А. Есенина «Отговорила роща золотая...» (восприятие, истолкование, оценка).

С.А. Есенин по праву занимает одно из первых мест в русской поэзии. За свою недолгую жизнь поэт создал ряд стихотворений, признанных шедеврами и ставших классикой. Произведения Есенина изучаются в школе, входят в обязательную университетскую программу. Но гораздо важнее, что стихи этого поистине русского поэта знает и любит народ. Каждый русский человек хоть раз в жизни слышал песни на произведения Есенина, ставшие образцами «музыкальной» лирики.

Поэзия С. Есенина очень близка к народной. Можно сказать, что поэт черпал в фольклоре не только образы и художественные средства. Народная лирика питала Есенина, давала ему силы.

Подтверждением тому является одно из поздних философских стихотворений поэта - «Отговорила роща золотая…» (1924 г.). Это произведение можно назвать итоговым для Есенина. Оно написано за год до смерти поэта. Он, как бы предчувствуя свою гибель, подводит в этом стихотворении итог жизни, вспоминает и размышляет обо всем, что было.

Начинается стихотворение с метафоры, навеянной русской природой:

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Душа и жизнь лирического героя уподобляются «роще золотой», осенней поре. Она по-своему прекрасна: об этом свидетельствует эпитет «золотая», но все же это пора увядания. Прошло время веселья и радости (эпитеты «березовым, веселым языком»).

Герой утверждает, что, печалясь, его душа все же ни о ком и ни о чем не жалеет (эпитет «печально пролетая», метафора «журавли не жалеют» помогают нам понять это).

По мере развития стихотворения усиливается тема одиночества героя, его странничества и бесприютности в этом мире:

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

Чтобы усилить ощущение одиночества и тоски, Есенин приводит параллель (один из ведущих приемов народной поэзии) из мира природы:

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Человек в этом мире так одинок, что о нем некому погоревать, кроме конопляника. Метафора «грезит конопляник» создает мифический образ, схожий с героями народных поверий и мифов.

Тема одиночества лирического героя усиливается в третьем четверостишии: «Стою один среди равнины голой…» Герой вспоминает свою жизнь. Он убеждает себя, что «ничего в прошедшем мне не жаль». Но мне кажется, что все как раз наоборот. Иначе герой не стал бы несколько раз повторять «не жаль», как бы убеждая и себя, и читателей в этом. Все же лирическому герою жаль «лет, растраченных напрасно, …жаль души сиреневую цветь» (то есть, на мой взгляд, мечтаний, порывов, стремлений юности). Сейчас душа его пуста. Она все еще горит костром «рябины красной», «но никого не может он согреть».

Герой чувствует исход своих сил, отсутствие желаний, накопленный багаж разочарований. Он сравнивает себя с деревом в пору осени:

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

Что же это за грустные слова? Мне кажется, поэт в лице лирического героя говорит о своих стихах, грустных исповедях-размышлениях, которых с возрастом становится все больше. Достаточно вспомнить такие произведения Есенина, как «Не жалею, не зову, не плачу…», «Сторона ль ты моя, сторона!», «Да, теперь решено. Без возврата…», окрашенные в пессимистические и даже трагические тона.

В последней строфе герой продолжает размышлять о будущем своего творчества. Его стихи могут оказаться ненужными и неинтересными для последующих поколений:

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком…

Но все же стихотворение заканчивается оптимистическим обращением-призывом:

Скажите так…что роща золотая

Отговорила милым языком.

Несмотря ни на что, лирический герой положительно оценивает свою жизнь. Да, она во многом прошла, но была «золотой». Душа героя-поэта говорила на «милом» ей языке: жила так, как хотела и создавала то, что хотела.

Таким образом, эта философская исповедь героя несет в себе большой оптимистический заряд, утверждающий жизнь во всей ее красоте и силе.

Данное стихотворение наполнено тропами, сопоставляющими жизнь человека с жизнью природы, рисующими разные вехи человеческой жизни - от цветения до угасания. Это и эпитеты ("роща золотая", "березовым, веселым языком", "с широким месяцем над голубым прудом", "равнины голой"), и метафоры ("души сиреневая цветь", "костер рябины красной", "отговорила роща", "грезит конопляник", "время, ветром разметая, сгребет в ненужный ком"), и сравнения ("как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова").

Стихотворение состоит из 6 строф с перекрестной рифмовкой. В его составе есть риторические вопросы ("Кого жалеть?"), умолчания (последняя строфа), повторы ("не жаль").

Все средства художественной выразительности помогают поэту полнее и глубже передать свои раздумья, мысли, переживания, облечь их в яркую художественную форму.
Наверх