Ser-Esenin.ru

В помощь школьнику и студенту!

Что такое любовь?

Что такое любовь?

С детства мы слышим и читаем о любви постоянно:

«Любви все возрасты покорны…»

«Любовь – опасная стезя…»

«Любовь – такая глупость большая, а между тем таких влюбленных миллион!»

Но по-настоящему задумываться о любви мы начинаем лишь с течением времени. Оглядываясь на себя, всматриваясь в окружающих, мы с удивлением обнаруживаем, что любовь бывает разной и определений для нее множество. Любовь-страсть, любовь-симпатия, любовь-сострадание, любовь-ненависть. Так что же такое любовь?

Дети о ней почти не говорят, потому что они не видят различий между любовью к человеку или котенку: « — Ты маму лю? – Лю! – А папу? – Лю! – А кого больше? – Барсика, он лапку сломал!»

Подростки стесняются говорить о любви, так как для них она чаще всего связывается с проявлением слабости: «Он дружит с девчонками!», «Она ругается как мальчишка!»

Самый любвеобильный возраст – это юношество. История Ромео и Джульетты притягивает молодежь прежде всего опасным соседством со смертью. Здесь все на грани безумия: Он видит в толпе танцующих и мгновенно влюбляется в девушку, не предназначенную ему судьбой.

Наперекор родным, смерти и судьбе Ромео и Джульетта соединяют свои жизни тайным обетом и надеются на счастье. Но его не бывает в «ужасный век», в котором властвуют ужасные сердца! Люди и обстоятельства разъединяют влюбленных, заставляя их, как в современном детективе, совершать одну ошибку за другой: мстя за друга Меркуцио, Ромео убивает Тибальта, брата своей тайной жены. «Разборки» охватывают всю Верону, вынуждая вмешаться в них герцога-олигарха. Действуя «по понятиям», он изгоняет Ромео из города, запрещая возвращаться под страхом смерти. А вскоре папаша Джульетты, желая «задружиться» с «главным», решает выдать ее замуж за Париса, родственника «веронского пахана».

Но у Шекспира все это – лишь фон для описания смертельно опасных чувств, на пути у которых стоит судьба. Все туже затягиваются вокруг влюбленных, казалось бы, неразрешимые узлы рока! И дьявольский план брата Лоренцо только лишь ускоряет трагическую развязку, вместо того, чтобы привести к примирению семейств. Случайность помогает Ромео оказаться у гроба спящей Джульетты раньше, чем его нашли посыльный и сам священник. А заветный яд, позволяющий герою, по его мнению, соединиться с возлюбленной, на самом деле разлучает сердца и души. «Любовь моя, пью за тебя!» — восклицает Ромео, не зная, что спустя минуту пришедшая в себя Джульетта будет желать того же.

Только смерть детей примиряет Монтекки и Капулетти, заставляя их вспомнить о любви, что «движет солнца и светила», смягчая нравы и соединяя сердца.

Высокий слог, возвышенные чувства – вот приметы шекспировской любви! Но мы не перестаем ощущать, что «страсти по Вильяму» — еще не вся правда. Не случайно, что многие пытались домыслить сюжет, заимствованный великим англичанином из итальянских хроник, задаваясь вопросом: «Что было бы с героями Шекспира, если бы трагический ход событий не прервался той же случайностью?»

Лысый, стареющий Ромео, гуляка и пьяница, на дружеской пирушке вспоминает безумства молодости и… плачет? Или советует молодым друзьям не жениться рано? Он с неохотой бредет домой и даже не пытается влезть на балкон к той, из-за которой когда-то чуть не погиб. А окруженная детьми и домашними заботами Джульетта? Помнит ли она о своей безумной страсти? Или, болтая с соседками, вспоминает несчастного Париса: «А ведь могла бы быть герцогиней!»

Упущенное в любви всегда намного привлекательнее, чем достигнутое. Это — свойство человеческой памяти! Но почему же страсть, влечение так недолговечны, почему они исчезают под грузом повседневности, обыденности?! Всегда ли «несчастного Ленского», юношу-поэта, тоскующего о любви, ждет «обыкновенный удел»?

Да, о любви написано много, но еще больше не сказано, потому что она не подчиняется закономерностям! Ведь у сеньора и сеньоры Монтекки на склоне лет этого чувства уже просто нет, как нет его у испанского графа и графини де Бельфлор, у провинциальных дворян Лариных. Она есть у 16-летнего мальчика Ромео и 14-летней девочки Джульетты, у секретаря Теодоро и молодой вдовы Дианы, у пылкого геттингенского студента Владимира и ветреной Ольги.

Странным образом все книги о любви заканчиваются браком или гибелью персонажей, что в конечном итоге оказывается примерно одним и те же! А в русской литературе вообще по пальцам можно пересчитать произведения, герои которых счастливы в любви и последующем браке! Начнешь вспоминать и диву даешься! В лучшем случае – «Старосветские помещики» Гоголя! Изнурительный идеал! Но ведь друг без друга не могли и умерли в один день! И не задавались вопросами: «Почему! Зачем! Как!»

Очевидно, где-то там, на границе безумия и страсти, у человека отказывают тормоза разума и он становится романтическим Ромео, летящим к собственной гибели, несмотря ни на что, ни на какие преграды! Он торопит коня, сетует на медлительность таможенников и толчею веронских улиц. И ради чего? Чтобы прикоснуться к мертвому телу и выпить яду?!? О чем он думает! Может, если бы кто-то остановил его, предложил не спешить, то все бы сложилось счастливо? Горевать о возлюбленной можно и в Мантуе, на безопасном расстоянии. Ведь мы-то живы! Молод, здоров, руки-ноги целы, деньги есть. Чего еще?

Но в том-то и дело, что ничего. Ему ничего не надо! Он просто должен быть там, рядом с ней, в сумрачном склепе, где заканчиваются все сказки о любви и начинается трагедия одиночества! Именно его Ромео боится больше всего! Он не хочет жить без своей возлюбленной, он не хочет стареть, лысеть и нехотя возвращаться домой к сеньоре Монтекки, к детям, к быту.

Поэтому сначала он должен доскакать до Вероны, сделать несколько неверных шагов по кладбищу, доползти до ее гроба, поцеловать холодные губы…

Вот что такое любовь!
Наверх