Ser-Esenin.ru

В помощь школьнику и студенту!

Мысли о русских писателях. И.А. Гончаров

Мысли о русских писателях. И.А. Гончаров

Май 1901 г.

«Обломов», «Отечественные] зап[иски]». Мысль романа (351, 353). Только к лучшим дворянам приложимы слова Ольги (354).

— Тетка Ольги — кой-что из Ек[атерины] II (208). Ольга перетонена и вышла ходульной, неясной (382—3).

— -Истое дворянство и истая служба (342 f —343). Социально-психологический состав барина (344).

— Лучшее в Обломове — честное, верное сердце (447), его х[арактеристи]ка.

— Надгробие крепостному дворянству (463).

— Главные моменты в истории падения дворянства. Барин — двусторонняя жертва: 1) приказного, цель к[ото]рого, скопив капиталец за счет дворянина, из разночинцев втереться в дворяне и ввести своих детей в баре (346), и 2) управляющего из немцев, или тех же приказных, вроде Затертого, и, высосав имение, оставить наследникам его одни раскрытые избы.

— Воспитание дворянской лени (365; ч. IV, 283).

— Тентетников и Обломов (в тетради из обрезков р. 5).

14 мая 1909 г.

Что такое обломовщина? Кличка изображенного автором настроения или жизнепонимания, которую он же сам придумал

1 Далее зачеркнуто неразборчивое слово.

2 Далее зачеркнуто неразборчивое слово.

3 Над строкой: Монастыри.

и навязал читателю, которому собственно и принадлежит право давать клички писателям и изображаемым ими типам и направлениям. Обломовское настроение или жизнепонимание, личное или массовое, характеризуется тремя господствующими особенностями: это 1) наклонность вносить в область нравственных отношений элемент эстетический, подменять идею долга тенденцией наслаждения, заповедь правды разменять на институтские мечты о кисейном счастье; 2) праздное убивание времени на ленивое и беспечное придумывание общественных теорий, оторванных от всякой действительности, от наличных условий, какого-либо исторически состоявшегося и разумно-мыслимого общежития; и 3) как заслуженная кара за обе эти греховные особенности, утрата охоты, а потом и способности понимать какую-либо исторически состоявшуюся или рационально допустимую действительность, с полным обесси-лием воли и с неврастеническим отвращением к труду, деятельности, но с сохранением оберегаемой бездельем и безвольем чистоты сердца и благородства духа. Так, нравственное сибаритство, бесплодие утопической мысли и бездельное тунеядство — вот наиболее характерные особенности этой обломовщины. Каждая из них имеет свой источник, глубоко коренится в нашем прошедшем и крупной струей входит в историческое течение нашей культуры... — Герои Гоголя — длинноногие кузнечики, скользящие по поверхности1 темного болота, у Гончарова — живые люди, своими действиями освещающие самое дно его; это потому, что первый только зорко наблюдал и великолепно рисовал наблюдаемое, а второй упорно всматривался и вдумчиво прозревал сквозь рассматриваемые явления.
Наверх