Ser-Esenin.ru

В помощь школьнику и студенту!

Сочинение на тему: Софья. Произведение: Горе от ума

Сочинение на тему: Софья. Произведение: Горе от ума

Софья Павловна Фамусова – 17-летняя дочь Фамусова. После смерти матери воспитывалась «мадамой», старой француженкой Розье. Другом детства С. был Чацкий, который стал и ее первой любовью. Но за 3 года отсутствия Чацкого С. очень изменилась, как изменилась и ее любовь.

На формирование С. повлияли, с одной стороны, московские привычки и нравы, с другой стороны – книги Карамзина и других писателей-сентименталистов. Девушка воображает себя героиней «чувствительного» романа. Потому она отвергает язвительного и смелого Чацкого, а также Скалозуба – глупого, но богатого. На роль платонического воздыхателя С. выбирает Молчалина.

В своем доме С. не имеет возможности душевно развиваться. Единственное, на что она способна – воображать себя героиней романа и поступать согласно этой роли. То она придумывает сон в духе баллад Жуковского, то притворно падает в обморок и т. д. Но и «московское» воспитание дает о себе знать. Во время бала именно она распускает слух о сумасшествии Чацкого. Романтическое поведение героини оказалось всего лишь маской, ее истинная сущность – эта натура московской барышни. В финале комедии С. наказывается. Она узнает о «измене» Молчалина, который заигрывает с Лизой и нелицеприятно отзывается о С. Кроме того, Фамусов, узнав о романе дочери со своим секретарем, решает удалить С. из Москвы «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов».

Софья, с невольного плутовства которой и начинается пьеса, — сложная натура. Она остроумна, сообразительна, презирает гру¬бость и невежество Скалозуба, ее раздражает желчный язык Чацко¬го. Воспитанная на французских романах, Софья оттуда заимствует образ возлюбленного — робкого, преданного, но бедного человека. Черты этого «рыцаря» она «приписывает» Молчалину и жестоко обманывается. Презирая «кривизну души», Софья по тактическим соображениям вынуждена фальшивить и прятаться, чтобы отстоять свое право любить наперекор воле отца и мнению «света». Скепти¬чески относящаяся к обществу, хотя и не вступающая с ним в про¬тивоборство, она оказывается опасной противницей Чацкого, рас¬пространяющей клевету о его сумасшествии. Но поведение героини от сцены к сцене свидетельствует о неспособности к сознательному обману, об искренности ее отношения к Молчалину. Став свидетельницей его любовного домогательства Лизы, Софья мужествен¬но, обвиняя «себя кругом», переносит удар. Она покорно выслуши¬вает и нравоучения Фамусова, и язвительное предложение Чацкого помириться с Молчалиным. Но последнее, учитывая сущность ее характера, вряд ли возможно
СОФЬЯ — героиня комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (1824). По мере того как легкая комедийная игра первых эпизодов пьесы начинает приобретать черты драматические, меняется облик героини. А.С.Пушкин по прочтении «Горя от ума» сетовал на то, что «Софья начертана неясно». Незакрепленность «знака» характера создает игру психологических парадоксов, которыми образ особенно интересен. Софья Павловна, дочь Фамусова, является главным противником Чацкого в той «несложной драме лирических отношений» (Ю.Н.Тынянов), которая разворачивается на бурном общественном, политическом фоне русской жизни начала 20-х годов XIX»Шв. С. распускает слух о сумасшествии Чацкого, «рядит его в шуты» и побеждает в той борьбе, которая происходит между ними. Но победа ее мнима. Темы «обмана» и «горя» касаются не только Чацкого, но и С. «Горе» С. связано с ошибкой внутреннего зрения, с неудачным выбором «героя романа». С. платит за «коварство» Молчалина и собственную нравственную неразборчивость глубоким унижением и одиночеством («А горе ждет из-за угла…»). Взаимоотношения Чацкого и С. совсем непросты. Независимо от желания С., ее интерес к Чацкому не гаснет; он поддержан воспоминаниями прошлого, детской дружбой, теми впечатлениями, которые герой возбуждал в ней несколько лет назад. Этим объясняется постоянная борьба с собой, ожесточенность эмоций, категоричность неприятия Чацкого. Уже в первом акте внезапное возвращение Чацкого ломает все надежды С. на прочность ее отношений с Молчаливым. Тема возникает в сцене воспоминаний о Чацком в ответ на упреки Лизы: «Я очень ветрено, быть может, поступила // И знаю, и винюсь, но где же изменила? Кому?» Ход сюжета на тысячи ладов повторит мотив «измены», десятки раз поставит вопрос «Кому?». Чацкому не надо совершать никаких поступков, уже само постоянное присутствие его в доме Фамусовых делает проблематичным то «скромное» обаяние Молчалина, которое С. так высоко ценит. Не страх разоблачения ее романа Фамусовым, а ужас перед вероятным разоблачением «идеала» толкает С. защищать достоинства Молчалина от каждого, кто посягнет их оспорить, особенно если это Чацкий. Конфликт между героями по ходу сюжета насыщается эмоциями и страстями: Чацкий любит С., та хочет доказать всем, что должна и может сама решать свою судьбу. Но в коллизию вмешивается случай. Он дает С. шанс уничтожить Чацкого в глазах общества, обрядить его в шуты («А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, // Угодно ль на себе примерить?»). Инициатива С. подхвачена всеми «московскими» родственниками, знакомыми, друзьями, и сплетня приобретает вес «общественного мнения»: «Не я сказал, — другие говорят». Этому «бесенку в юбке» (Блок) остается торжествовать личную победу, она ищет встречи с Молчаливым, случайно является не вовремя, становится свидетелем признаний своего «сахара медовича» Лизе и прозревает. Развязка драмы происходит в темноте сеней, при робком свете двух дрожащих свечей. Многое между героями остается недосказанным, непроясненным, отвечая желанию автора «завлекать зрителей в любопытство». Истолкование С. на театральной сцене происходило по двум основным направлениям. Одно — лирико-психологическое (С. любит Чацкого, но сама того не понимает) — сложилось уже в первых постановках пьесы. В таком рисунке С. играли актрисы XIX века от М.Д.Лыювой-Синецкой (1830) до М.Н.Ермоловой (1874). Другое — обличительное (С. — дочь Фамусова, плоть от плоти «московской жизни», смертельный враг Чацкого). Эта линия проявилась в спектакле МХАТ (1925), где С. исполняла А.О.Степанова. Особняком стоят С. — М.Н.Германовой (МХТ 1906), С. — З.Н.Райх (ТИМ 1928), сломавших стереотипы и сыгравших одна — «чайную розу» (В.И.Немирович-Данченко), другая — сложное «переплетение своенравных чувств» (П.А.Марков). Самым ярким современным прочтением образа остается С. — Т.В.Дорониной в спектакле Г.А.Товстоногова (БДТ, 1962). Актриса неожиданно соединила самые разнообразные свойства: женственность и властность, ранимость и жизненную хватку, упрямство и эмоциональность. Эта С. страстно любила Молчалива. В финале она так же трагично, как Чацкий, переживала драму измены, обмана, предательства.
Наверх