Ser-Esenin.ru

В помощь школьнику и студенту!

Сочинение на тему: Эпические жанры

Сочинение на тему: Эпические жанры

Специфическая черта эпоса – в организующей роли повествования: носитель речи сообщает о событиях и о их подробностях как о чем – то прошедшем, то что вспоминается, при этом прибегая к описаниям действий героев и их облика, иногда прибегает к к рассуждениям.

Эпопея – монументальное по форме произведение общенародной проблематики: «Война и мир» Л. Толстого, «Тихий Дон» М. Щолохова.

Эпическая поэма – поэтическое, иногда прозаическое литературное произведение, обладает сюжетностью. Как правило воспевает славное прошлое народа, его дух, традиции и прочее: «Полтава» А. Пушкина, «Мертвые души» Н. Гоголя.

Роман – литературное произведение в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в процессе ее становления и развития, По словам Белинского роман – « эпос частной жизни»: «Обломов» А. Гончарова, « Отцы и дети» И. Тургенева.

Повесть – «средний» жанр эпического рода литературы. Она меньше романа по объему, но больше рассказа или новеллы. В романе основа состоит в целостном действии, в фактическом или психологическом движении сюжета, а в повести особое внимание уделяется статичным компонентам – душевным состояниям, описаниям пейзажей, быта и так далее: А. Пушкин «Метель», А. Чехов «Степь». Очень часто бывает трудно разграничить роман и повесть, в западном литературном жанре повесть не выделяется вовсе.

Новелла – малый прозаический жанр, который по объему можно сопоставить с рассказом.

Но она отличается от него тем, что в новелле острый центростремительный сюжет, часто парадоксальный, отсутствует описательность и композиционная строгость. Поэтизируя случай, новелла предельно выводит на первый план ядро сюжета, сводит жизненный материал в рамки одного события: ранние рассказы А. Чехова, Н. Гоголя.

Рассказ – малая эпическая жанровая форма литературного произведения. Небольшое по объему изображенных явлений. Имеет малый объем текста. Является прозаическим произведением.

Лирические жанры. Ода – жанр, который воспевает какое – либо важное историческое событие, лицо или явления. Этот жанр получил особое развитие в классицизме: «Ода на день восшествия на престол» М. Ломоносова.

Песня – жанр, который может относиться как к эпическому, так и к лирическому жанру. Эпическая песня обладает сюжетностью: «Песнь о Вещем Олеге» А. Пушкина. В основе лирической песни лежат душевные переживания главного героя или самого автора: песня мери из «Пира во время чумы» А Пушкина. Элегия – жанр романтической поэзии, грустное размышление поэта о жизни, судьбе, своем месте в этом мире: «Погасло дневное светило» А. Пушкина Послание – жанр, который не связан с определенной традицией Характерной чертой является обращенность к какому – то лицу: «К Чаадаеву» А. Пушкина. Сонет – жанр, который представляется в форме лирического стихотворения, характеризующийся жесткими требованиями к форме В сонете должно быть 14 строк. Выделяется 2 типа сонета:

Английский сонет. Состоит из трех четверостиший и одного двустишия в конце: сонеты Шекспира;

Французский сонет. Состоит из двух четверостиший и двух трехстиший в конце. Особую популярность в России этот жанр приобрел в эпоху символизма: Бальмонт, Брюсов, Блок.

Эпиграмма – короткое стихотворение, не более четверостишия, которое высмеивает или представляет в юмористической форме какое-то отдельное лицо:

«На Воронцова» А. Пушкина.

Сатира – более развернутое стихотворение, и по объему и по масштабу изображаемого.

Обычно высмеивает социальные недостатки. Для сатиры характерен гражданский пафос: сатиры Кантемира, «Румяный мой насмешник толстопузый» А. Пушкина.

Такое деление на жанры очень условно, потому что как правило в чистом виде представлены редко. Стихотворение может сочетать несколько жанров одновременно: «К морю» А. Пушкина сочетает в себе и элегию и послание.

Драматургия

Драматургия зародилась еще в античные времена. Уже тогда возникли два важнейших драматических жанра – трагедия и комедия. Основным конфликтом в трагедии был душевный конфликт в душе главного героя между совестью и долгом. Трагедия – высший род драмы С идеей трагедии соединяется идея

Ужасного, мрачного события, роковой развязки Античная драма имела свои особенности. Самой главной являлась – идея фатума, предопределенности судьбы. Важная роль в античной драме принадлежала хору. Он формулировал отношение зрителей к происходящему на сцене, подталкивал их к сопереживанию Посредством хора зрители втягивались в представление и сами являлись участниками действия.

Комедия строилась на бытовых сюжетах и считалась низким жанром. В основе сюжета лежали забавные истории,, недоразумения, ошибки, комические случаи. В средние века христианская церковь способствовала возникновению новых жанров драмы – литургическая драма, мистерия, миракль, моралите, школьная драма В 18 веке драма сформировалась как жанр, распространились мелодрамы, фарсы, водевили. В эпоху классицизма, сформировались правила драматургии. Основным правилом считается «единство места и времени» В современной литературе все больше преобладает трагикомический жанр. Драма последнего столетия включает в себя лирическое начало.

Комедия

Комедия – жанр, где характеры, действия и ситуации представлены в смешных формах или проникнуты комическим.. Долгое время комедия считалась «низким жанром». Вплоть до классицизма под комедией понималось произведение противоположное трагедии В комедии всегда предполагался счастливый конец. Герои, как правило, были из низшего сословия. И только в эпоху Просвещения комедию признали «средним жанром» или как называли ее по-другому, «мещанской драмой». В 19 и особенно в 20 веке комедия стала свободным и разнообразным жанром. Комедия устремлена в первую очередь к осмеянию безобразного. Герои комедии внутренне не состоятельны, несообразны, не соответствуют своему положению, поэтому высмеиваются, что выводит их на чистую воду. И смех выполняет свою: идеальную» миссию. В таком жанре, как комедия, изображение человеческих чувств, страданий допустимо лишь в определенной мере, иначе сострадание вытеснет смех и перед нами предстанет драма.

Классицизм

Название этого направления образовано от латинского слова classicus, что в русском языке обозначает – образцовый. Существовал в европейской литературе и искусстве с 17 по начало 19 века. Особенности классицизма:

В основу эстетики положены принципы рационализма ( ratio – разум). Художественное произведение рассматривается с этой точки зрения как оздание искусственное – сотворенное сознательно, разумно организованное, логически выстроенное.

Установлена строгая иерархия жанров, которые делятся на высокие средние и низкие.

Такую классификацию в русском классицизме дал М. Ломоносов.

К высокому жанру он относил трагедию, оду, эпопею. В них описывалась общественная жизнь, исторические события, мифология. Герои, которые описывались в высоком жанре должна обязательно были быть богами, царями, полководцы. К среднему жанру относились повести, летописи, жития.

Героями в этом стиле могли быть и высокопоставленные люди и простые. К низкому жанру относили комедии, басни, сатиры. Героями в них были простые люди. Каждый жанр имеет четкие границы и четкие формальные признаки, не допускалось никакого смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического обыденного. Главным жанром, конечно, был трагедия. классицистическая литература утвердила принцип « единства места, времени и времени».

Это означало, что действие должно происходить в одном месте и в одно время. Время действия должно быть ограничено временем продолжительности спектакля ( время, о котором повествует пьеса, должно быть ограничено одним днем). Единство времени подразумевало, что в пьесе должна быть отражена одна интрига, и не должно быть никаких побочных действий.Образы в классицизме лишены индивидуальных черт. Это вытекает из того, что они должны запечатлевать устойчивые, родовые, не переходящие со временем признаки, выступающие как воплощение каких – либо социальных или духовных сил.

Обращение к образам и формам античной литературы и искусства как к идеальному эталону, продвижение на этой почве принципа «подражание природе», который подразумевает строгое соблюдение правил, взятых из античной эстетики.

Общественно – воспитательная функция искусства – воспитание гармоничной личности.

Классицизм зародился и развивался во Франции: П. Корнель, Ж. Расин, Ж. – Б. Мольер.

Пришел к упадку в 17 веке и возродился в эпоху просвещения – Вольтер, М. Шенье. После великой французской революции рушатся рационалистические идеи и классицизм приходит в упадок и главным стилем европейского искусства становится романтизм.

Классицизм в России

Русский зародился во второй четверти 18 века в творчестве зачинателей новой русской литературы – А. Д. Кантемир, В. К..В эпоху классицизма русская

Литература освоила сложившиеся на Западе жанровые и стилевые формы, влилась в общеевропейское литературное развитие, сохранив свою национальную самобытность.

Особенности русского классицизма:

Преобладание национально – исторической тематики над античной: трагедии Сумарокова;

Сатирическая направленность. Главным образом писались сатиры, басни, комедии, направленные на конкретные события русской жизни;

Обще-патриотический пафос русского классицизма.

В конце 18 первой половине 19 века классицизм испытал влияние синтементалистских и предромантических идей: поэзия Державина.

Романтизм

Одно из крупнейших направлений в европейской и американской литературе конца 18 века – первой половины 19 века. Это направление получило широкое распространение и значение. В 18 веке под романтическим значилось все фантастическое, необычное и странное, то, что можно только написать в книгах, но чего не может быть в действительности.

В это время начинает определяться новое литературное направление.

Основные признаки:

Главным в этом направлении является антипросветительская направленность. Реальность истории того времени была непосильна человеческому разуму. Современное мироустройство враждовало с природой человека и с его «Я». Общая писсимистическая направленность – идеи :космического пессимизма», «мировой скорби».

Вера во всемогущество духа человека, в его способность к обновлению. Романтики заглянули в глубину человеческой индивидуальности Человек в романтизме стал микрокосмом, малой вселенной. Философия индивидуализма.. В центре романтического произведения стоит сильная личность, которая может противостоять обществу, его моральным устоям.

Двоемирие. В романтическом произведении происходит разделение миров на реальный и идеальный, которые противоставляются друг другу.

Духовное озарение, вдохновение – это и есть проникновение в идеальный мир. В романтизме идет преображение реального мира. Создается особый мир, более прекрасный и истинный, что отличает романтизм от классицизма. Местный колорит. Личность, которая противостоит обществу духовно близка с природой и ее стихией Именно поэтому у романтиков места действия -

Экзотические страны и их природа. Романтики обращаются к творческому наследию народа, к его национально – культурным и историческим особенностям. Национально – культурное разнообразие – это, по мнению романтиков, часть одного большого целого – «универсума». Абсолютизируя творческую свободу художника, романтики отрицали рационалистическую регламентацию в искусстве, что не мешало им установить им свои собственные романтические каноны.

Жанры романтизма:

Фантастическая повесть;

Исторический роман;

Лиро – эпическая поэма. Романтизм в России

В России романтизм появился после войны 1812 года в связи с общественно – идеологической атмосферой русской жизни. Это обусловило особый характер поэтов – декабристов, чье творчество было проникнуто идеей гражданского служения, проникнуто пафосом вольнолюбия и борьбы. Особенности русского романтизма:

Переплетение предромантических тенденций с тенденциями классицизма и Просвещения. Мысль о всесильной роли разума, культ

Чувствительности, природы сочетались с классицистической упорядоченностью стилей и жанров, умеренной назидательностью и с борьбой излишней метафоричности ради гармонии;

Социальная направленность.

В русском романтизме развились такие жанры как эллегия и идилия, баллады. Еще резче контуры русского романтизма начали проявляться с появлением лиро – эпической поэмы ( южные поэмы Пушкина).. Развивается исторический роман как большая эпическая форма

Сентиментализм

Сентиментализм ( от английского sentimental – чувствительный) – течение в европейской литературе и искусстве 18 века. Он был подготовлен кризисом просветительского рационализма.

Основные признаки:

В центре сентиментального произведения идеал нормативной личности.

Доминантой человеческого существа объявляет чувство, а не разум.

Условием формирования идеальной личности считается высвобождение и совершенствование чувств.

Герой сентиментального произведения более индивидуализирован: по убеждению – демократ, богатый духовный мир простолюдина – завоевание сентиментализма.

Сентиментализму чуждо иррациональное. Противоречивость настроений, импульсивность душевных порывов он воспринимал как доступные рационалистическому истолкованию.

Сентиментализм в России Представителями этого направления были Карамзин «Бедная Лиза»И. И. Дмитриев, Молодой Жуковский. Особенности Русского сентиментализма:

Четко выражены рационалистические тенденции;

Сильная нравоучительная установка;

Просветительные тенденции;

Начинают вводить разговорные элементы в произведения.

Жанры сентиментализма: элегия, послание, эпистолярный роман, путевые заметки, дневники.

Натурализм

Натурализм (от латинского nature – природа) – литературное направление сложившееся в Европе и США в последней трети 19 века.

Особенности натурализма:

Стремление к объективному, точному и бесстрастному изображению реальности и человеческого характера, обусловленной физиологической природой и средой, принимаемой преимущественно как непосредственное бытовое и материальное окружение, но не исключающей социально – исторических факторов. Основной задачей натурализма было изучение общества с той же полнотой, с какой натуралист изучает природу, художественное познание уподоблялось научному.

Художественное произведение рассматривалось как человеческий документ. Основным эстетическим критерием считалась полнота осуществленного в нем познавательного акта.

Натуралисты отказывались от морализирования, основываясь на том, что действительность сама очень выразительна. Считали, что литература не имеет права выбирать материал, о котором писать, и что для писателя нет непригодных и неприличных тем.. поэтому в произведениях натурализма встречается бессюжетность и общественное безразличие.

В России натурализм не получил широкого распространения, а повлиял лишь на развитие русского реализма.

Реализм

Реализм ( от латинского realis вещественный) – литературное направление, которое возникло в 19 веке.

Признаки реализма:

Художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.
в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.

Литература в реализме является средством познания человеком себя и окружающего мира.

Познание действительности идет при помощи образов, создаваемых посредством типизации факторов действительности. Типизация характеров осуществляется через правдивость деталей в конкретности условий бытия персонажей.Реалистическое искусство – искусство жизнеутверждающее, доже при трагическом разрешении конфликта. По философскому обоснованию это гностицизм, вера в познаваемость и адекватное отражение окружающего мира. Реалистическому искусству присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать и запечатлевать возникновение и развитие новых форм жизни и социальных отношений, новых психологических и общественных типов.

Элементы реализма присутствовали у некоторых авторов еще с античных времен. Его непосредственным предшественником являлся романтизм. Создавая необычное, он показывал внутренне богатую личность, богатую эмоциями, более сложную и противоречивую. Реализм как и романтизм выступал против идеализации общественных отношений, за национально – историческое своеобразие художественных образов.

Символизм

Символизм (от греческого symbolon – символ, знак) – литературно – художественное направление конца 19 начала 20 века.

Основы эстетики символизма сложились в конце 70 годов в творчестве французских поэтов.

Основные признаки:

Преемственная связь с романтизмом, теоретические корни символизма восходят к философии Шопенгауэра и Гартмана, творчеству Вагнера и некоторым идеям Ницше.

Символизм был преимущественно устремлен к художественному ознаменованию вещей в себе и идей, находящихся за пределами чувствительных восприятий. Поэтический символ рассматривался как более действенное художественное орудие, чем образ, помогающий прорваться через пелену повседневной жизни к идеальному миру. Символисты провозглашали интуитивное постижение мирового единства через символическое обнаружение соответствии и аналогий: между звуком и запахом, формой и цветом;

Музыкальная стихия объявлялась символистами проосновой жизни и искусства. Здесь и лирика стихотворного начала. Вера, в надреальную или иррационально магическую силу поэтической речи.

Символисты обращаются к древнему средневековому искусству в поисках генеологического родства.

Русский символизм заимствовал у западного философские и эстетические установки.

Особенности русского символизма связаны в первую очередь с особенностями исторической эпохи, к которую он развивался. Символизм связан с таким понятием как декаденство.. Основное внимание притягивается к поиску роли личности в истории. Символисты придерживались строгих форм. Сонет получил широкое распространение.
Наверх