Ser-Esenin.ru

В помощь школьнику и студенту!

Описание картины Бориса Кустодиева «Земская школа в Московской Руси»

Описание картины Бориса Кустодиева «Земская школа в Московской Руси»

Ни у одного из современных историков, не вызывает сомнения, что великий русский художник Борис Кустодиев, отнюдь не зря, углубленно изучал историю Руси и жизнь простого русского народа. На его многочисленных картинах, можно увидеть не только быт и жизненные ситуации простых русских людей, но и четко обрисовать для себя их нравы и характеры. Не исключением из этого правила, является очередное полотно художника - «Земская школа в Московской Руси».

Взглянув на эту картину, зритель сможет увидеть самую простую и тривиальную земскую школу, которая, по своему быту и сути, олицетворяла веяние эпохи того времени.

Естественно, тогда не было таких классов, как сейчас, по тридцать-сорок учеников, а видим мы, всего, семерых мальчиков и пожилого учителя.

Все ребята стараются хорошо учиться, но, к сожалению, не у всех это получается так, как бы того хотелось.

Пятеро ребят, из семи, сидят за столом, и, скорее всего, пытаются учиться писать перьями. Они очень внимательны, напряжены и глубоко погружены в свою работу. По их сосредоточенности, можно сделать вывод, что им достаточно тяжело постичь науку, но они стараются изо всех сил. Может создаться впечатление, что, в этот момент, нет ничего важнее в мире, того, чем они сейчас заняты.

Но, есть и другой подсюжет полотна. Перед пожилым седобородым учителем, на коленях, стоят два мальчика, и держат книгу. По смыслу этого изображения, можно сделать вывод о том, что далеко не все дети хотят учиться и постигать науку. Можно предположить о том, что, скорее всего, эти два «постреленка», достаточно серьезно провинились, и, таким образом, искупают свою вину.

Особого внимания заслуживает сам учитель. Его вид очень строг и серьезен. Сразу можно понять, что этот человек имеет огромный опыт и обширные знания, или как принято было говорить в то время о таких людях – «царя в голове». Он, без преувеличения, очень гордится своими знаниями и профессией, но, не смотря на то, что ребята провинились, он по-прежнему, добр к ним, и пытается донести им свои знания. Можно даже, предположить, что он их уже простил за содеянное.

То, что этот учитель очень опытный и грамотный, доказывает тот факт, что у него на столе, лежит книга, на которую он не обращает внимания. Сразу видно, что все ее содержание, давно уже в голове. Пристальное внимание учителя, занимают действия самих учеников. Он заинтересован в том, чтобы их знания были не менее обширны и фундаментальны, чем у него самого.

Он, не столько, готов наказывать своих учеников за какую-то провинность, чем, как можно чаще хвалить их, за достигнутые успехи в учебе.

Для тех, кто не знает, земские школы, в то время, существовали с той целью, чтобы дети простых людей, могли получать там образование, и были грамотными.

Если внимательнее присмотреться, то это, скорее всего, даже не школа, а большая комната в избе, в которой проходят занятия. Обстановка там, хоть и достаточно строгая, но уютная, и вызывает в душе тепло и умиротворение. Пол, хотя и не покрашен, но натертый до блеска, а деревянные лавки, стол, и прочая не хитрая утварь, хоть и «не блещет богатством», но подчеркивает строгость, чистоту и порядок. Это же подчеркивают и, натертые до неимоверного блеска, окна, в которые попадают лучи солнца и освещают комнату.

Основной задачей картины, можно считать то обстоятельство, что Кустодиев хотел подчеркнуть, что быть грамотным и образованным, получать знания, было важно всегда и во все времена.
Наверх