Ser-Esenin.ru

В помощь школьнику и студенту!

В чем трагедия Евгения Базарова? По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»

В чем трагедия Евгения Базарова? По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Евгений Базаров - главный герой романа «Отцы и Дети», написанного Тургеневым как отклик на разночинное движение в России 60-х годов 19 века, когда все в стране, по словам Л. Толстого, «переворачивалось и укладывалось» (идеология, мораль, экономика, наука). Личность яркая, самобытная, Базаров не только стал центром притяжения романа, но и породил массу споров как среди нигилистов, так и либералов.

Нигилист (от латинского слова, означающего «ничто»), по словам Аркадия Кирсанова, - это человек, «который относится ко всему с критической точки зрения» и не принимает на веру ни одного принципа, закона жизни.

Читая роман, мы проникаемся мыслью о сложности, неоднозначности характера героя, вобравшего в себя самые спорные идеи, которые волновали русское общество.

Трагизм Базарова заключается в его глобальном одиночестве. У него нет единомышленников, ему не на кого опереться.

Вспомним Кукшину и Ситникова, которые считали себя нигилистами, но далее чтения глупых книжек у них дело не шло. И в нигилизме они усматривали только моду. А на «моду» (не только костюм, прически, манера держаться, образ жизни, но и идеи) они были падки.

Аркадий Кирсанов, товарищ Базарова по университету, считая себя учеником Базарова, в конце концов отошел от него, увлекшись Катенькой и хозяйственной деятельностыо в имении отца. Писарев называет незадачливого друга «временным попутчиком» нигилиста, променявшего спокойную, тихую, сытую жизнь на волнения, беспокойство, споры. Острая революционность Базарова, его мятежный дух, его неприкаянность и требовательность к себе и к окружающим пугают доброго, мягкого Аркадия. Их дружба обречена.

Тургенев проводит своего героя и через испытание любовью как высшим счастьем. Базаров до встречи с Одинцовой никого не любил, считая чувство к женщине «вздором», «романтизмом» и презирая всякую расслабленность перед прекрасным полом. Впервые увидев Одинцову, он произнес: «Какое богатое тело!». «Физиологический» подход к отношениям с женщиной не поза, не бравада. Это позиция. Любовная страсть, проснувшаяся в Евгении, едва не сбила его с ног, но чувство не было взаимным. Впереди бобыльское одиночество, трагизм не заполненного любовью существования.

Но можно жить идеей служения России, народу, науке, противопоставив эти благородные задачи тесноте, духоте тихого семейного счастья. Не высокой ли целью грезит Базаров, чувствуя в себе силы необъятные?

Роман кончается смертью героя. Она трагична, потому что он умирает в расцвете сил. В ней кроется какой-то символический смысл: время Базаровых еще не наступило.

Возникает вопрос: нужны ли вообще Базаровы России? На него сам герой отвечает отрицательно, не нашедши языка ни с просвещенным дворянством, ни с невежественным крестьянством. «Нет, видно я не нужен России», - горько замечает он.

И. С. Тургенев считает иначе: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса», а значит, для писателя передовой класс - все-таки Базаровы, так как они во все времена дают толчок новой идее, новому мышлению, переменам во всех сферах жизни.

РЕЦЕНЗИЯ

Это не самое худшее сочинение, которое мне приходилось читать на эту тему: его отличает композиционная стройность, ясность мысли и понимание места образа Базарова в контексте эпохи.

Основной недостаток работы - отсутствие глубины в осознании трагической сущности всякого нигилиста, объявляющего борьбу общечеловеческим ценностям в период «ошибки» вечного, непреложного в отношениях к жизни и к человеку (Природа, Красота, Дружба, Любовь, Семья, Бог как абсолютный критерий ценностей нашего духа и поведения) с материализмом и атеизмом.

Другой не менее серьезный недостаток - какая-то выхолощенность сочинения: бедный язык, простенькие идеи, лежащие на поверхности, бесстрастность повествования, сведение мятущейся натуры героя (прошедшего через антипатию и презрение аристократа П. Кирсанова, дуэль, похожую на фарс, через пошлость Ситниковых, отвержение женщиной, грустную встречу в дорогими родителями; через споры с Аркадием о наполненности нашего жизненного «чемодана» высокой целью и мрачные раздумья о принесении себя в жертву «Филиппам и Сидорам», которые настроят себе новые избы, когда из него будет лопух расти) к голой констатации факта глобального одиночества.

Не согласна я и с основным тезисом: «трагизм ...заключается в одиночестве, Базарову не на кого опереться». Может быть, скорее всего в том, что он не хочет ни на кого опираться? И неуступчиво, бескомпромиссно, подчас грубо идет по жизни, разрушая ее целостность?
Наверх