Ser-Esenin.ru

В помощь школьнику и студенту!

Сочинение на тему: Человек и природа в современной литературе (В. Распутин, В. Астафьев, Б. Васильев) (Вариант 2)

Сочинение на тему: Человек и природа в современной литературе (В. Распутин, В. Астафьев, Б. Васильев) (Вариант 2)

Мы редко обращаем внимание на то, что слова «экономика» и «экология» — однокоренные. И если первое — это «умение вести дом», то второе — «наука о доме». К сожалению, эти два понятия были надолго разведены. И вот драматические результаты: болью отзывается судьба Байкала, молят о помощи северные реки, которые злая воля человека может повернуть вспять, немым укором смотрят на нас пустыми окнами разоренные, брошенные деревни. А одна из них — затопленная Матера — мстит человеку за содеянное зло. Ведь повесть В. Распутина «Прощание с Матерой» получила свое продолжение в «Пожаре». Об этом прямо заявил писатель на одной из встреч со своими читателями: «На Матеру вернуться нельзя — остров затопило. Очевидно, придется вместе с жителями деревни, которые мне дороги, перебраться в новый поселок и посмотреть, что стало с ними там…"

А там, «возле безобразного хаоса затухающего пожарища» сиротливо стоит целехонький, даже нарядный магазин. Он символ попранной нравственности, символ стяжательства и жестокости.

Причина, приведшая к несчастью, проста, и вытекает она из механического действия — «валить лес, только валить и валить, не заботясь, останется, вырастет что-нибудь тут после них или нет». В этой обстановке «люди… разошлись всяк по себе… отвернулись и отбились от общего и слаженного существования, которое крепилось не вчера придуманными привычками и законами».

Так потеря «малой родины» оборачивается временным жильем, так проблема экологии превращается в проблему нравственную.

О нравственном уроне, который понесла наша жизнь, говорит и «Печальный детектив» В. Астафьева. Его последнее произведение предстает неким диссонансом в творчестве писателя. Почитателям В. Астафьева дорог пафос его произведений: любовь к родной земле и родному дому, удивительная одухотворенность природы — леса, трав, рек, рыб. И вдруг — унылая картина бесцветного, бесхозяйственного провинциального Вейска. Серые будни. Мрачный городской пейзаж: дымная труба Дома культуры, коптящая небо, привычные пивзавод и базар под покосившимися фанерными буквами «Добро пожаловать». Улицы, покрытые мусором: «окурками, раскисшими коробками, трепыхающимся на ветру целлофаном». Памятны читателю и герои, созданные воображением писателя (охотники, рыболовы, крестьяне), — люди поразительной душевной чистоты, носители народного идеала традиционного уклада жизни («Царь-рыба», «Последний поклон»). И вдруг рядом с ними — милиционер Леонид Сошнин. Это тоже человек, умеющий добротой своей предотвращать зло. Но иногда, по мнению писателя, это добросердечие превращается во всепрощенчество. А оно помогает процветать жестокости и бесчеловечности.

Начало этой жестокости наши писатели видят в отношении человека к нашим «меньшим братьям». «Не стреляйте в белых лебедей», — умоляет Егор Полушкин, герой Б. Васильева. «Человек человеку — волк», — наверное, так думал умирающий Авдий, герой романа «Плаха» Ч. Айтматова, встретивший перед смертью взгляд загнанной волчицы Акбары. Ведь участие в массовом уничтожении диких животных для «хунты» было только разминкой перед садистским убийством человека. Ч. Айтматов использует тему природной красоты, чтобы показать, как людьми попирается ее «изначальное равновесие». В древности охотники приходили, вооруженные стрелами, потом стали появляться с бабахающими ружьями. Но пришло время, и «человеко-боги» стали устраивать облавы на машинах, прилетать на вертолетах. Не охотники, а «расстрелыцики», косящие все живое, «как будто сено на огороде». Писатели утверждают, что человек, способный обидеть «мураша» сдать на живодерню преданного Бима, убить в орешнике «просто так» дятла, расстреливать из карабина с вертолета стаи сайгаков и волков, может убить и человека.

Впрочем, убить человека может и бездушие наших чиновников от экономики, и карьеризм наших ученых, не «ждущих милости от природы». Наша литература напоминает им, что воздух дан человеку, чтобы жить и дышать, вода — чтобы без вреда ее пить, почва — чтобы прокормиться, а разум человеку дан для сохранения жизни на земле.
Наверх