Ser-Esenin.ru

В помощь школьнику и студенту!

Сочинение на тему: Поиски и находки поэтов Серебряного века (футуристы, акмеисты, символисты) (Вариант 2)

Сочинение на тему: Поиски и находки поэтов Серебряного века (футуристы, акмеисты, символисты) (Вариант 2)

На рубеже 19−20 веков в русской литературе возникло интереснейшее явление, названное Серебряным веком. Новый всплеск поэтической жизни России был связан со стремлением современников к обновлению страны, обновлению литературы. Появились разнообразные модернистские течения. Они были очень разнообразны по форме и содержанию. Из всего богатства литературы тех лет можно выделить три крупнейших течения: символизм, акмеизм и футуризм.

Символизм был явлением интересным и неоднородным. Он объединил в своих рядах поэтов, придерживающихся самых разноречивых взглядов. К символистам относятся такие поэты, как А. Блок, В. Брюсов, Вяч. Иванов, З. Гиппиус и др. Реальная жизнь в символизме изображается как безобразная, злая, скучная, бессмысленная. Старшие символисты были своего рода импрессионистами. Они не уделяли внимания слову, звук для них был важен лишь как возможность передать полноту своих чувств, эмоций. Младшие символисты пошли несколько по иному пути. Они стали последователями идей философа Владимира Соловьева. Он считал, что старый мир находится на грани полной гибели, что в мир входит божественная Красота, Вечная Женственность, которая должна «спасти мир», соединив небесное начало с земным, материальным:

Знайте же: Вечная Женственность ныне

В теле нетленном на землю идет.

В свете немеркнущем новой богини

Небо слилося с пучиною вод.

(Вл. Соловьев)

Ярким представителем символизма является А. А. Блок. Он всем сердцем принял идеи Соловьева о Вечной Женственности, что мы ярко можем видеть в его творчестве. Своему идеальному образу Блок дает имя — Прекрасная Дама. Она и Древняя Дева, и Заря, Купина, Вечная жена и просто «ласковая, милая», «вечно молодая». Миф о Софии, Мировой Душе, становясь темой лирических стихотворений, делал неузнаваемой связанную с ней традиционную природную, и, в частности, «лунную» символику и атрибутику (героиня появляется в вышине, на вечернем небосклоне, белая, источник света, рассыпает жемчуга, всплывает, исчезает с появлением солнца).

Этот мифологический аспект ранней лирики Блока до сих пор не вполне осознан ни читателями, ни исследователями его творчества. Весь цикл «Стихов о Прекрасной Даме» пронизан искренним чувством любви. Но что это за чувство? В чем его особенность? Несмотря на то, что в основе цикла лежит автобиографический факт — роман поэта с его будущей женой Любовью Дмитриевной Менделеевой, — необходимо отметить, что лирический герой влюблен не в реальную, а в идеальную женщину, в некий образ.

Ты горишь над высокой горою,

Недоступна в Своем терему.

Я примчуся вечерней порою,

В упоеньи мечту обниму…

Другое направление Серебряного века — акмеизм. Его основателями можно назвать Н. Гумилева и С. Городецкого. Названием своего течения приверженцы подчеркивали свою устремленность к новым вершинам искусства. Отличительной чертой акмеизма является вещественная реальность, предметность.

Одним из главных представителей акмеизма можно назвать, как уже говорилось выше, Николая Гумилева. Раннее творчество Гумилева отличает обилие романтически-фантастических мотивов («Песня о певце и короле», «Пять могучих коней мне дарил Люцифер…» и так далее). Здесь отчетливо проявляются мотивы, заимствованные из средневекового эпоса и западноевропейской литературы (тролль, одинокий король, Люцифер). В этих стихотворениях также ярко проявляется романтическое двоемирие и создается образ романтического героя с несчастной судьбой:

«И смеясь надо мной, презирая меня,

Мои взоры одел Люцифер в полутьму,

Люцифер подарил мне шестого коня

И Отчаянье было названье ему».

Позднее творчество поэта резко отличается от его первых сборников. Вместо романтического жизнеутверждения — интонация скорбных разуверений, вместо яркой экзотики — приметы «проклятого захолустья». Жизнь души и тревоги сознания составляют основу поздних стихотворений Гумилева.

Футуризм — самое необычное, неоднозначное, яркое направление Серебряного века. К этому направлению относятся В. Хлебников, Д. и Н. Бурлюки, И. Северянин, В. Маяковский.

В футуризме была сильна бунтарская формально-революционная стихия, вызвавшая бурю негодования и «эпатировавшая буржуа». Футуристы стремились передать динамику современной жизни, ее бешеный темп, стремление к максимальной экономии средств. Они разрушали общепринятый синтаксис, часто использовали неологизмы. Также футуристы породили небывалое словотворчество. Ярким примером служит известное стихотворение А. Крученых:

Дыр, бул, щыл,

убещур

скум

вы со бу,

р л эз.

Особое место в футуризме можно отвести В. Маяковскому. Его творческие открытия в поэтической области (оригинальные средства художественной выразительности, своеобразное синтаксическое и ритмическое оформление фразы, лексические средства, синтезирующие литературный язык с просторечными и грубыми словами, обилие неологизмов, мощные интонации) сделали этого поэта одним из всемирно признанных мастеров слова:

А если сегодня мне, грубому гунну,

кривляться перед вами не захочется — и вот

я захохочу и радостно плюну

плюну в лицо вам

Я — бесценных слов транжир и мот.

Таким образом, мы можем увидеть, что Серебряный век — богатейший период в истории России. Каждое направление этого периода по-своему интересно, уникально, находит своих почитателей.
Наверх