Ser-Esenin.ru

В помощь школьнику и студенту!

Сочинение на тему: Знание — счастье? (Вариант 2)

Сочинение на тему: Знание — счастье? (Вариант 2)

Каждый человек от рождения до последних дней познаёт мир. Мы учимся в школе в детстве, получаем специальность в юности, в течение жизни меняем увлечения, знакомимся с сотнями людей. Таким образом мы приобретаем различные знания. Счастлив тот, кому удаётся применить свои знания и умения в жизни, принести своим трудом радость и пользу себе и окружающим.

Самое замечательное, когда человек обладает знаниями, талантом и желанием работать. Но всегда ли знания и таланты дают ощущение счастья? Над этим простым, казалось бы, вопросом размышляли великие русские художники слова разных эпох. Тема знания в каждом произведении рассматривается по-новому.

В литературе XVIII века, в эпоху классицизма, одно из первых мест занимала тема просвещения. В комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» высмеиваются такие пороки, как грубость, жестокость, глупость, необразованность, алчность.

Проблема воспитания является основной в пьесе, что подчёркивается её названием. Одним из главных героев является Митрофанушка Простаков — любимец матери, невежа и бездельник. Учителя у Митрофана были подобраны в соответствии с нормой времени: по-французски его учит немец Вральман, точные науки преподаёт отставной сержант Цыфиркин, который «малую толику арихметике маракует», грамматику — «образованный» семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения».

Итог обучения Митрофанушки — сцена экзамена, где ученик демонстрирует полное невежество, а его мать подводит итог: «Без наук люди живут и жили».

Знания Митрофана, его желание не учиться, а жениться смешны. Но его грубое отношение к слугам, готовность «за людей приниматься», предательство матери уже не вызывает смеха: перед нами растёт деспот, невежественный и жестокий крепостник.

Простаковы, скотинины счастливы, так как думают только о своём благополучии. Они умны, как умны хищики, крадущиеся за добычей. Но им не нужны глубокие познания, острый ум, интеллигентные беседы. Государство даёт уверенность, что они имеют право не только управлять, но и владеть человеческими душами. Фонвизин же выступал против самодержавия. В уста своего любимого героя Стародума автор вложил мысль о том, что императрица должна быть просвещённой. Идеал писателя — гражданин и патриот, стремящийся трудиться на благо отечества. Он должен стать активной творческой личностью, бороться с общественными пороками. Такому человеку необходимо отказаться от стремления к личному счастью, подчинить свои чувства долгу.

Тема знания и счастья присутствует и в произведениях XIX века. Примером может стать роман «Отцы и дети». Тургенев в центр повествования поставил героя эпохи 50-х годов XIX века — представителя разночинной интеллигенции Евгения Базарова. Базаров — личность яркая, покоряющая окружающих своей незаурядностью. Несмотря на напускную развязность, в нём угадывается характер энергичный, мужественный и, в то же время, искренний и добрый. На фоне бездеятельного Павла Петровича, непрактичного Николая Петровича Базаров выделяется любовью к труду, упорством в достижении цели, стремлением принести людям реальную пользу.

К знанию Базаров относится неоднозначно: он признаёт только естественные науки, искусство же считает пустым и бесполезным. Базаров — сын лекаря и, возможно, потому делом жизни избрал врачебное дело. Знание, по мнению героя, только тогда ценно, когда оно имеет практическую пользу.

Но приносит ли счастье Базарову его знания? Твёрдые нигилистические убеждения сильного, сурового человека подорвало чувство любви к Анне Сергеевне Одинцовой. Базаров, отвергнутый любимой женщиной, попытался полностью посвятить себя медицине, чтобы не страдать, не думать о чувствах, ведь мозг его будет занят живой работой. Но, обрезав себе палец при рассечении трупа и не имея возможности сразу обработать рану, Базаров получает заражение крови и вскоре умирает. Герой так и не сумел быть счастливым и другим не дал счастья.

В повести «Собачье сердце» М. Булгакова, написанной уже в ХХ веке, тема счастья и знания освещена по-иному. Один из главных героев повести, профессор Филипп Филиппович Преображенский, — человек очень умный, интеллигентный, образованный. Автор нарисовал портрет талантливейшего учёного и практикующего врача, к чьему авторитетному слову прислушивается весь мир. Преображенский доволен своей жизнью. Этого человека можно назвать счастливым человеком не только потому, что операции приносят ему достаток. Труд профессора имеет мировое признание. Преображенский поставил своей целью открыть способ омоложения человека, и всю энергию он тратит на любимое дело.

В первое время после операции по замене мозга собаки мозговым гипофизом умершего человека профессору казалось, что он близок к своей цели. Но, несмотря на то, что произошло не омоложение, а очеловечивание организма, это открытие не менее грандиозно и уникально по своей значимости. Но современная революционная действительность и гены алкоголика Клима Чугункина сделали из безобидного пса Шарика настоящее чудовище — Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Это наглое, хитрое, недалёкое существо своими выходками сделало жизнь доктора невыносимой, несчастной. В конце концов, пришлось вернуть Шарикову его прежний облик.

Принёс ли счастье этот эксперимент, в осуществление которого его автор вложил весь свой талант, знания и душу? Нет. После неудачи мы видим профессора уже не таким бодрым, волевым, активным. Неудачный эксперимент подорвал здоровье великого учёного. А революционная среда взяла верх над традиционным дворянским воспитанием.

Что делает человека счастливым? Любовь, семья, добрые поступки, признание друзей, удовлетворение от своей работы. На примере произведений русской классической литературы мы смогли убедиться, что знание далеко не всегда приносит счастье его обладателю. Мало знать и уметь что-то делать. Необходимо, чтобы это было нужно окружающим, востребовано в обществе.
Наверх