Ser-Esenin.ru

В помощь школьнику и студенту!

Сочинение на тему: «Святыни бывают различные и различна их иерархия, но бесспорно среди них место родины» (по произведениям XX века)

Сочинение на тему: «Святыни бывают различные и различна их иерархия, но бесспорно среди них место родины» (по произведениям XX века)

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Эти строки написал великий русский поэт Сергей Есенин. Этот человек, пожалуй, как никто другой, чувствовал саму душу России и любил ее всем сердцем. Вообще, тема Родины — одна из самых значимых тем не только в русской, но и во всей мировой литературе. Потому что у каждого человека есть место, где он родился, где жили его предки; у каждого человека есть родной язык, на котором мама пела ему песни и рассказывала сказки; у каждого человека есть место, которое он хочет назвать «домом» и куда он хочет возвращаться, когда ему плохо или тяжело. Именно это место и называется Родиной.

Отчизна, безусловно, занимает одно из главных мест в душе каждого человека, находится на вершине его нравственных и моральных приоритетов. Русская литература 20 века отразила это в полной мере. На долю России в 20 столетии выпало немало испытаний: Октябрьская революция 1917 года, гражданская война, последовавшие за тем годы кровавого террора, уничтожения миллионов безвинных людей…

Обратимся лишь к трем стихотворениям той страшной эпохи. Первое из них принадлежит Н. Гумилеву. Стихотворение «Заблудившийся трамвай», написанное в 1921 году, полностью построено на метафоре. Заблудившийся трамвай — это символ России после революции, в огне гражданской войны:

Мчался он бурей темной, крылатой,

Он заблудился в бездне времен…

Лирический герой, заскочив в этот трамвай, чувствует себя неуютно, ему страшно лететь вот так в неизвестность. Тем более, что вокруг ему открываются страшные картины: «кровью налитые буквы», «вместо капусты и вместо брюквы Мертвые головы продают».

Постепенно картина приобретает сюрреалистические черты, черты кошмарных снов. Вот герою кажется, что какой-то неведомый палач «в красной рубашке» и ему срубает голову и кладет ее рядом с остальными. Мы понимаем, что это действительное ощущение героя: его страна ушла в прошлое, а вместе с ней ушла и его жизнь, ушла в небытие.

Лирический герой с любовью и болью вспоминает «забор дощатый, дом в три окна и серый газон…» Этот дом становится символом ушедшей России, родной России, Родины… Что остается герою? Лишь отслужить молебен во здравие своей страны и панихиду по самому себе, оставшемуся в прошлом:

И всё ж навеки сердце угрюмо,

И трудно дышать, и больно жить…

Машенька, я никогда не думал,

Что можно так любить и грустить.

Стихотворение Ахматовой «Не с теми я, кто бросил землю» было написано годом позже — в 1922 году. Оно представляет собой некий ответ, оппозицию тем, кто покинул Россию, уехал в эмиграцию. Героиня Ахматовой считает таких людей предателями:

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Но, в то же время, она и жалеет их: горька участь странника, ведь без родины, корней нет и человека, нет счастья. Хлеб странника горек, потому что сделан он чужими руками из чужой пшеницы.

Безусловно, участь оставшихся в России и с Россией тяжела:

А здесь, в глухом чаду пожара

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя.

Участь таких людей можно назвать жертвенной, ведь они сознательно выбрали этот горький удел: страдания, нищету, голод, расставания. Но, по мнению героини Ахматовой, да и самой поэтессы, все страдания будут оправданы и искуплены, не сейчас, так позже — «в оценке поздней оправдан будет каждый час…»

Лирический герой О. Мандельштама в стихотворении «Мы живем, под собою не чуя страны» также выражает свою гражданскую позицию, свою отношение к существующему в стране режиму, свои переживания по поводу сложившегося положения.

Стихотворение представляет собой пародию, карикатурный портрет самого И. В. Сталина и его окружения. Какой же смелостью и гражданским мужеством должен был обладать поэт, чтобы написать такое в 1933 году:

Его толстые пальцы, как черви, жирны,

И слова, как пудовые гири, верны,

Тараканьи смеются усища,

И сияют его голенища.

Окружение вождя описано с использованием фантастических, сказочных мотивов: это полулюди, льстиво вьющиеся вокруг своего кумира.

В результате правления такого монстра люди в стране живут, «под собою не чуя страны». Что это значит? Это значит, что люди запуганы, трясутся над каждым своим словом. Они не могут наслаждаться своей жизнью, просто жить, трудиться, воспитывать детей, потому что за всем этим пристально наблюдает «кремлевский горец».

Таким образом, три данных стихотворения посвящены одной и той же теме — патриотической. Они отражают отношение лирических героев Ахматовой, Гумилева и Мандельштама к событиям, произошедшим в стране, их гражданскую позицию. Эта позиция схожа: все три поэта решают остаться в России, вместе со своей страной переносить все то, что выпало на ее долю. А как же иначе? Ведь без Родины нет и русского человека, их судьба едина, как едина их культура, язык, душа: «Святыни бывают различные и различна их иерархия, но бесспорно среди них место родины».
Наверх