Творчество Есенина

Творчество Есенина


С.А.Есенин родился 21 сентября (3 октября) 1895 г. в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье. Рос в религиозной семье деда-старовера. Стихи начал писать с 8 лет. В 1912-1915 гг. учился в Москве в Народном университете Шанявского и работал корректором. С 1914 г. Есенин начал печататься в детских изданиях «Проталинка», «Мирок», «Новь» и др. Весной 1915 г. он отправился в Петроград и встречался там с А.А.Блоком, С.М.Городецким и другими столичными поэтами, познакомился с издателями. С этого времени Есенин становится профессиональным поэтом.

В начале 1916 г. вышел первый поэтический сборник Есенина «Радуница», высоко оцененный критиками, обратившими внимание на самобытный талант молодого поэта. Вскоре его призывают в армию, вплоть до Февральской революции 1917 г. он служит санитаром в военном поезде. «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном», — объяснял он впоследствии свое отношение к происходившему в стране.

В 1919 г. Есенин переселился в Москву и вошел в литературную группу поэтов-имажинистов. Первая половина 1920-х гг. — наиболее продуктивный период творчества Есенина. Выходят в свет лирические сборники «Трерядница» (1920), «Исповедь хулигана» (1921), «Москва кабацкая» (1924), «Стихи» (1924), «Персидские мотивы» (1925), «О России и Революции» (1925) и поэмы «Кобыльи корабли» (1920), «Сорокоуст» (1920), «Песнь о великом походе» (1924), «Возвращение на родину» (1924), «Русь советская» (1924), «Русь бесприютная» (1924), «Русь уходящая» (1924), «Ленин» (1924-25), «Поэма о 36» (1925), «Анна Снегина» (1925), «Черный человек» (опубл. в 1926); драматические поэмы «Пугачев» (1922), «Страна негодяев» (1924-1926). В 1922-1923 гг. Есенин совершил длительное путешествие в Европу и США.

Поэт ушел из жизни в ночь с 27 на 28 декабря 1925 г. в ленинградской гостинице «Англетер».

Ранняя лирика

Сергей Есенин (в отличие, например, от Блока) не склонен был делить свой творческий путь на какие-либо этапы. Поэзия Есенина отличается высокой степенью цельности. В ней все — о России. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве», — говорил поэт. Есенин принес в поэзию русскую природу со всеми ее далями и красками — «изумительными в своей красоте». Но его вклад в русскую литературу связан не столько с новизной тематики (пейзажная лирика — магистральная тема всей поэзии XIX века), сколько со способностью увидеть природу изнутри крестьянского мира. В стихах Есенина все превращается в золото поэзии: и сажа над заслонкой, и квохчущие куры, и кудлатые щенки (стихотворение «В хате»). А неброский среднерусский пейзаж поэту видится так:

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных,

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Гой ты, Русь моя родная,

Хаты — в ризах образа...

Не видать конца и края

Только синь сосет глаза.

Крестьянская Русь — центральный образ первых сборников Есенина «Радуница» (1916) и «Голубень» (1918). Показательны уже сами названия обеих книг. Радуница — день поминовения умерших, обычно первый понедельник послепасхальной недели. Само слово означает «блестящая», «просветленная». Так называли на Руси и первые весенние дни. Голубая, синяя — постоянные эпитеты есенинской России:

Опять передо мною голубое поле.
Качают лужи солнца рдяный лик.

Водою зыбкой стынет синь во взорах...

Творчество Есенина


Специфическое, «индивидуальное» использование цвета — характерное для всей поэзии начала XX века явление. Если у Блока «синий» — цвет разлуки, печали, недостижимости счастья, то в поэзии Есенина он почти всегда предметно закреплен, более конкретен. Смысловые ассоциации «синих» цветовых определений у Есенина — молодость, полнота светлых чувств, нежность.

«Обаяние и тайна есенинской Руси — в тихо лучащемся отсутствии» (Л.Аннинский). Ключевые образы ранней поэзии — звон и сон (дрема, туман, дымка). Есенинская Россия — это небесный град Китеж. Она тихо дремлет под звон колоколов « на туманном берегу»:

Молочный дым качает ветром села,
Но ветра нет, есть только легкий звон.
И дремлет Русь в тоске своей веселой,
Вцепивши руки в желтый крутосклон.
(«Голубень»).

И хоть сгоняет твой туман
Поток ветров, крылато дующих,
Но вся ты — смирна и ливан
Волхвов, таинственно волхвующих.
(«Тебе одной плету венок... »).

Разумеется, Россия Есенина, так же как и Россия Тютчева, Некрасова, Блока, — это лишь поэтический миф. Для молодого Есенина она — воплощение рая. Однако постепенно этот образ осложняется. Примечательны переклички есенинского образа Руси с блоковской Россией. У обоих поэтов рядом с «Россией-тайной», «светлой женой» — другая, «гугнивая матушка Русь», гулящая, нищая и бесприютная:

Сторона ль моя, сторонка,
Горевая полоса...
Только лес, да посолонка,
Да заречная коса...


Оловом светится лужная голь.
Грустная песня, ты — русская боль.

Но, вопреки всему, чувства лирического героя неизменны: «Тебе одной плету венок,/Цветами сыплю стежку серую» и «...не любить тебя, не верить — / Я научиться не могу».

В стихотворении «За темной прядью перелесиц...» лирический герой прямо отождествляет себя с родиной:

И ты, как я, в печальной требе,
Забыв, кто друг тебе и враг,
О розовом тоскуешь небе
И голубиных облаках.

Это очень показательные строки. Две России — «земная» и «небесная» — уживаются в душе поэта, хотя его тоска — о голубой Руси, небесном граде Китеже. Лирический герой Есенина — «вечно странствующий странник», «в лазурь уходящий». А родина потому и любима смертной любовью, что она — оставленная. Мотив покинутого отчего дома — один из ведущих в лирике Есенина.

В качестве специфических черт лирического героя есенинской поэзии обычно выделяют следующие:

— максимальная приближенность «биографии героя» к биографии автора (автобиографические мотивы — в основе большинства стихов Есенина);

— естественность тона, исповедальная открытость лирического героя («стихи — письмо от Есенина», — определял эту особенность Ю. Тынянов);

— ощущение героем кровной, смертной связи со всем живым в мире («понятен мне земли глагол»);

— открытость героя миру, благодарное его приятие, но при этом — тоска о «нездешних нивах» и о «той, что в этом мире нет».

Послеоктябрьская лирика

«Последний поэт деревни». Несмотря на необыкновенную цельность есенинского художественного мира, на протяжении творческого пути поэта стиль его «словесной походки» менялся. « В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном», -— писал поэт в автобиографии («О себе», 1925 г.). «Крестьянский уклон» заключался в том, что Есенин, как и другие поэты, писавшие о крестьянстве (Н.Клюев, П.Орешин, С.Клычков), ожидал от революции освобождения крестьян, превращения России в великую Крестьянскую Республику — благословенную страну Хлеба и Молока. В 1917-1919 гг. Есенин, почти перестав писать лирику, создает цикл революционных поэм: «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик», «Инония» и др. — «Новый Завет новой мужицкой эры». Однако очень скоро стало ясно, что ожидания Есенина не оправдались. Весной 1920 г. в Константинове (поездки на родину обычно бывали «урожайными» на лирику) Есенин пишет единственное стихотворение — «Я последний поэт деревни...»:

Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.

Если бы мы не знали наверняка, что стихотворение написано ранней весной, когда лист на деревьях едва проклевывается, если бы не было доподлинно известно, что написано оно в Константинове, где нет никаких мостов, — его вполне можно было бы принять за зарисовку с натуры. Но это не пейзаж, а созданный средствами пейзажной живописи образ прощания и с вымирающей — деревянной — деревней, и с ее последним поэтом — еще живым, но уже почувствовавшим, что время его миновало:

Не живые, чужие ладони,
Этим песням при вас не жить!
Только будут колосья-кони
О хозяине старом тужить.

Будет ветер сосать их ржанье,
Панихидный справляя пляс.
Скоро, скоро часы деревянные
Прохрипят мой последний час!

Есенин будто заказывает панихиду по дорогому его сердцу обреченному миру, сам ее в одиночку «справляет», и делает это именно в том Храме, где богослужение можно совершать в любой час и на всяком месте — в храме Природы. Через традиционный для его поэзии «древесный» образный знак («все от дерева — вот религия мысли нашего народа», — считал поэт) выражает он свою самую глубокую боль. Это боль от погибели того быта, где все связано с «деревом», а главное — от вымирания рожденного этой «религией» искусства. Поэтому «скромный» мост, который «последний поэт деревни» строит в песнях, — это «дощатый», из дерева слаженный мост. Поэтому и знаком гибели становится хрип «деревянных» часов луны. Поэтому и служки храма — деревья, «кадящие» осенней листвой. И даже необходимая в обряде поминального действа свеча, как и все, что сплотилось в обреченном протесте против неживых ладоней железного гостя, — свеча живая, из телесного воска сотворенная:

Догорит золотистым пламенем
Из телесного воска свеча,
И луны часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час.

Есенин стал «последним поэтом» не только деревни, но и всей Руси уходящей, той Руси, миф о которой существовал на протяжении веков. «Мне очень грустно сейчас, история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого» (из письма Есенина, август 1920 г.).

Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?


Только мне, как псаломщику, петь
Над родимой страной аллилуйя.
(«Сорокоуст», 1920 г.)

Год 1920-й — переломный в творчестве Есенина. Мотивы покинутого дома осложняются у него конфликтом «Русь Советская» — «Русь уходящая». Сам поэт — в «узком промежутке» между ними: «Язык сограждан стал мне как чужой. В своей стране я словно иностранец».

Литературовед Алла Марченко назвала героя лирики Есенина последних лет «разговаривающим Есениным». Стихи 1924-1925 гг. удивительно многоголосы. Сам поэт не знает ответа на вопрос «куда несет нас рок событий?», поэтому он дает право голоса многим своим героям — матери, деду, сестрам, землякам:

Я слушаю. Я в памяти смотрю,
О чем крестьянская судачит голь.
«С Советской властью жить нам по нутрю...
Теперь бы ситцу... Да гвоздей немного...»

Как мало надо этим брадачам,
Чья жизнь в сплошном картофеле и хлебе.
(« Русь уходящая »).

Любовная лирика. «Заметался пожар голубой, / Позабылись родимые дали. / В первый раз я запел про любовь, / В первый раз отрекаюсь скандалить». Это строки знаменитого стихотворения из цикла «Любовь хулигана» (1923). Действительно, в раннем творчестве Есенина (до начала 1920-х гг.) стихи о любви были редкостью. Показательно для его поэтического мира стихотворение 1916 г. «Не бродить, не мять в кустах багряных...». Здесь любимая неотделима от природного окружения: у нее «сноп волос овсяных » и «зерна глаз»: «С алым соком ягоды на коже, / Нежная, красивая была / На закат ты розовый похожа / И, как снег, лучиста и светла». Ушедшая возлюбленная, что была «песня и мечта», не исчезла бесследно — она растворилась в окружающем мире:

Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук,
Но остался в складках смятой шали
Запах меда от невинных рук.

    Творчество Есенина

    Творчество Есенина


    С.А.Есенин родился 21 сентября (3 октября) 1895 г. в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье. Рос в религиозной семье деда-старовера. Стихи начал писать с 8 лет. В 1912-1915 гг. учился в Москве в Народном университете Шанявского и работал корректором. С 1914 г. Есенин начал печататься в детских изданиях «Проталинка», «Мирок», «Новь» и др. Весной 1915 г. он отправился в Петроград и встречался там с А.А.Блоком, С.М.Городецким и другими столичными поэтами, познакомился с издателями. С этого времени Есенин становится профессиональным поэтом.

    В начале 1916 г. вышел первый поэтический сборник Есенина «Радуница», высоко оцененный критиками, обратившими внимание на самобытный талант молодого поэта. Вскоре его призывают в армию, вплоть до Февральской революции 1917 г. он служит санитаром в военном поезде. «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном», — объяснял он впоследствии свое отношение к происходившему в стране.

    В 1919 г. Есенин переселился в Москву и вошел в литературную группу поэтов-имажинистов. Первая половина 1920-х гг. — наиболее продуктивный период творчества Есенина. Выходят в свет лирические сборники «Трерядница» (1920), «Исповедь хулигана» (1921), «Москва кабацкая» (1924), «Стихи» (1924), «Персидские мотивы» (1925), «О России и Революции» (1925) и поэмы «Кобыльи корабли» (1920), «Сорокоуст» (1920), «Песнь о великом походе» (1924), «Возвращение на родину» (1924), «Русь советская» (1924), «Русь бесприютная» (1924), «Русь уходящая» (1924), «Ленин» (1924-25), «Поэма о 36» (1925), «Анна Снегина» (1925), «Черный человек» (опубл. в 1926); драматические поэмы «Пугачев» (1922), «Страна негодяев» (1924-1926). В 1922-1923 гг. Есенин совершил длительное путешествие в Европу и США.

    Поэт ушел из жизни в ночь с 27 на 28 декабря 1925 г. в ленинградской гостинице «Англетер».

    Ранняя лирика

    Сергей Есенин (в отличие, например, от Блока) не склонен был делить свой творческий путь на какие-либо этапы. Поэзия Есенина отличается высокой степенью цельности. В ней все — о России. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве», — говорил поэт. Есенин принес в поэзию русскую природу со всеми ее далями и красками — «изумительными в своей красоте». Но его вклад в русскую литературу связан не столько с новизной тематики (пейзажная лирика — магистральная тема всей поэзии XIX века), сколько со способностью увидеть природу изнутри крестьянского мира. В стихах Есенина все превращается в золото поэзии: и сажа над заслонкой, и квохчущие куры, и кудлатые щенки (стихотворение «В хате»). А неброский среднерусский пейзаж поэту видится так:

    Край любимый! Сердцу снятся

    Скирды солнца в водах лонных,

    Я хотел бы затеряться

    В зеленях твоих стозвонных.

    Гой ты, Русь моя родная,

    Хаты — в ризах образа...

    Не видать конца и края

    Только синь сосет глаза.

    Крестьянская Русь — центральный образ первых сборников Есенина «Радуница» (1916) и «Голубень» (1918). Показательны уже сами названия обеих книг. Радуница — день поминовения умерших, обычно первый понедельник послепасхальной недели. Само слово означает «блестящая», «просветленная». Так называли на Руси и первые весенние дни. Голубая, синяя — постоянные эпитеты есенинской России:

    Опять передо мною голубое поле.
    Качают лужи солнца рдяный лик.

    Водою зыбкой стынет синь во взорах...

    Творчество Есенина


    Специфическое, «индивидуальное» использование цвета — характерное для всей поэзии начала XX века явление. Если у Блока «синий» — цвет разлуки, печали, недостижимости счастья, то в поэзии Есенина он почти всегда предметно закреплен, более конкретен. Смысловые ассоциации «синих» цветовых определений у Есенина — молодость, полнота светлых чувств, нежность.

    «Обаяние и тайна есенинской Руси — в тихо лучащемся отсутствии» (Л.Аннинский). Ключевые образы ранней поэзии — звон и сон (дрема, туман, дымка). Есенинская Россия — это небесный град Китеж. Она тихо дремлет под звон колоколов « на туманном берегу»:

    Молочный дым качает ветром села,
    Но ветра нет, есть только легкий звон.
    И дремлет Русь в тоске своей веселой,
    Вцепивши руки в желтый крутосклон.
    («Голубень»).

    И хоть сгоняет твой туман
    Поток ветров, крылато дующих,
    Но вся ты — смирна и ливан
    Волхвов, таинственно волхвующих.
    («Тебе одной плету венок... »).

    Разумеется, Россия Есенина, так же как и Россия Тютчева, Некрасова, Блока, — это лишь поэтический миф. Для молодого Есенина она — воплощение рая. Однако постепенно этот образ осложняется. Примечательны переклички есенинского образа Руси с блоковской Россией. У обоих поэтов рядом с «Россией-тайной», «светлой женой» — другая, «гугнивая матушка Русь», гулящая, нищая и бесприютная:

    Сторона ль моя, сторонка,
    Горевая полоса...
    Только лес, да посолонка,
    Да заречная коса...


    Оловом светится лужная голь.
    Грустная песня, ты — русская боль.

    Но, вопреки всему, чувства лирического героя неизменны: «Тебе одной плету венок,/Цветами сыплю стежку серую» и «...не любить тебя, не верить — / Я научиться не могу».

    В стихотворении «За темной прядью перелесиц...» лирический герой прямо отождествляет себя с родиной:

    И ты, как я, в печальной требе,
    Забыв, кто друг тебе и враг,
    О розовом тоскуешь небе
    И голубиных облаках.

    Это очень показательные строки. Две России — «земная» и «небесная» — уживаются в душе поэта, хотя его тоска — о голубой Руси, небесном граде Китеже. Лирический герой Есенина — «вечно странствующий странник», «в лазурь уходящий». А родина потому и любима смертной любовью, что она — оставленная. Мотив покинутого отчего дома — один из ведущих в лирике Есенина.

    В качестве специфических черт лирического героя есенинской поэзии обычно выделяют следующие:

    — максимальная приближенность «биографии героя» к биографии автора (автобиографические мотивы — в основе большинства стихов Есенина);

    — естественность тона, исповедальная открытость лирического героя («стихи — письмо от Есенина», — определял эту особенность Ю. Тынянов);

    — ощущение героем кровной, смертной связи со всем живым в мире («понятен мне земли глагол»);

    — открытость героя миру, благодарное его приятие, но при этом — тоска о «нездешних нивах» и о «той, что в этом мире нет».

    Послеоктябрьская лирика

    «Последний поэт деревни». Несмотря на необыкновенную цельность есенинского художественного мира, на протяжении творческого пути поэта стиль его «словесной походки» менялся. « В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном», -— писал поэт в автобиографии («О себе», 1925 г.). «Крестьянский уклон» заключался в том, что Есенин, как и другие поэты, писавшие о крестьянстве (Н.Клюев, П.Орешин, С.Клычков), ожидал от революции освобождения крестьян, превращения России в великую Крестьянскую Республику — благословенную страну Хлеба и Молока. В 1917-1919 гг. Есенин, почти перестав писать лирику, создает цикл революционных поэм: «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик», «Инония» и др. — «Новый Завет новой мужицкой эры». Однако очень скоро стало ясно, что ожидания Есенина не оправдались. Весной 1920 г. в Константинове (поездки на родину обычно бывали «урожайными» на лирику) Есенин пишет единственное стихотворение — «Я последний поэт деревни...»:

    Я последний поэт деревни,
    Скромен в песнях дощатый мост.
    За прощальной стою обедней
    Кадящих листвой берез.

    Если бы мы не знали наверняка, что стихотворение написано ранней весной, когда лист на деревьях едва проклевывается, если бы не было доподлинно известно, что написано оно в Константинове, где нет никаких мостов, — его вполне можно было бы принять за зарисовку с натуры. Но это не пейзаж, а созданный средствами пейзажной живописи образ прощания и с вымирающей — деревянной — деревней, и с ее последним поэтом — еще живым, но уже почувствовавшим, что время его миновало:

    Не живые, чужие ладони,
    Этим песням при вас не жить!
    Только будут колосья-кони
    О хозяине старом тужить.

    Будет ветер сосать их ржанье,
    Панихидный справляя пляс.
    Скоро, скоро часы деревянные
    Прохрипят мой последний час!

    Есенин будто заказывает панихиду по дорогому его сердцу обреченному миру, сам ее в одиночку «справляет», и делает это именно в том Храме, где богослужение можно совершать в любой час и на всяком месте — в храме Природы. Через традиционный для его поэзии «древесный» образный знак («все от дерева — вот религия мысли нашего народа», — считал поэт) выражает он свою самую глубокую боль. Это боль от погибели того быта, где все связано с «деревом», а главное — от вымирания рожденного этой «религией» искусства. Поэтому «скромный» мост, который «последний поэт деревни» строит в песнях, — это «дощатый», из дерева слаженный мост. Поэтому и знаком гибели становится хрип «деревянных» часов луны. Поэтому и служки храма — деревья, «кадящие» осенней листвой. И даже необходимая в обряде поминального действа свеча, как и все, что сплотилось в обреченном протесте против неживых ладоней железного гостя, — свеча живая, из телесного воска сотворенная:

    Догорит золотистым пламенем
    Из телесного воска свеча,
    И луны часы деревянные
    Прохрипят мой двенадцатый час.

    Есенин стал «последним поэтом» не только деревни, но и всей Руси уходящей, той Руси, миф о которой существовал на протяжении веков. «Мне очень грустно сейчас, история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого» (из письма Есенина, август 1920 г.).

    Милый, милый, смешной дуралей,
    Ну куда он, куда он гонится?
    Неужель он не знает, что живых коней
    Победила стальная конница?


    Только мне, как псаломщику, петь
    Над родимой страной аллилуйя.
    («Сорокоуст», 1920 г.)

    Год 1920-й — переломный в творчестве Есенина. Мотивы покинутого дома осложняются у него конфликтом «Русь Советская» — «Русь уходящая». Сам поэт — в «узком промежутке» между ними: «Язык сограждан стал мне как чужой. В своей стране я словно иностранец».

    Литературовед Алла Марченко назвала героя лирики Есенина последних лет «разговаривающим Есениным». Стихи 1924-1925 гг. удивительно многоголосы. Сам поэт не знает ответа на вопрос «куда несет нас рок событий?», поэтому он дает право голоса многим своим героям — матери, деду, сестрам, землякам:

    Я слушаю. Я в памяти смотрю,
    О чем крестьянская судачит голь.
    «С Советской властью жить нам по нутрю...
    Теперь бы ситцу... Да гвоздей немного...»

    Как мало надо этим брадачам,
    Чья жизнь в сплошном картофеле и хлебе.
    (« Русь уходящая »).

    Любовная лирика. «Заметался пожар голубой, / Позабылись родимые дали. / В первый раз я запел про любовь, / В первый раз отрекаюсь скандалить». Это строки знаменитого стихотворения из цикла «Любовь хулигана» (1923). Действительно, в раннем творчестве Есенина (до начала 1920-х гг.) стихи о любви были редкостью. Показательно для его поэтического мира стихотворение 1916 г. «Не бродить, не мять в кустах багряных...». Здесь любимая неотделима от природного окружения: у нее «сноп волос овсяных » и «зерна глаз»: «С алым соком ягоды на коже, / Нежная, красивая была / На закат ты розовый похожа / И, как снег, лучиста и светла». Ушедшая возлюбленная, что была «песня и мечта», не исчезла бесследно — она растворилась в окружающем мире:

    Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
    Имя тонкое растаяло, как звук,
    Но остался в складках смятой шали
    Запах меда от невинных рук.


© SER-ESENIN.RU 2005-2016
При перепечатке материалов гиперссылка на сайт ser-esenin.ru обязательна. Все материалы являются собственностью их авторов.
С.А. Есенин ::: Жизнь моя, иль ты приснилась мне...

Наверх