Что написал Есенин для детей?

Что написал Есенин для детей?


Детская тема в творчестве С.А. Есенина

М.А. Борисова,

научный сотрудник отдела

культурно-образовательной и экскурсионной деятельности

Государственного музея-заповедника С.А. Есенина


Музейные сотрудники с большим опытом работы знают, как порой неожиданно ведут себя дети в музее, какие сложные вопросы они задают. Поэтому основная задача экскурсоводов – помочь детям освоить ключ к разумной ориентации в музее, научить воспринимать стихи великого поэта С.А. Есенина, который дал миру «песенное слово», повысить культурный уровень наших юных посетителей.

Лучшим помощником экскурсовода в этом непростом деле является сам поэт, который в своем творчестве неоднократно обращался к детской теме.

Начиная с 1914 года С. Есенин печатался в детских изданиях, писал стихи для детей. Многие его стихи близки миропониманию ребенка, доступны его сознанию. Маленькие читатели легко входят в мир Есенина, как и в мир Пушкина.

Творчество поэта связано с устным народным творчеством: с загадками, сказками, легендами. В своем творчестве он часто обращается к Библии, которая была его настольной книгой, и к исследованиям известного учёного-мифолога А.Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу».

Так, в стихотворении «То не тучи бродят за овином…» детей может привлечь то, что Есенин создаёт христианскую легенду-сказку о колобке-«колобе», превратившемся в месяц:

То не тучи бродят за овином

И не холод.

Замесила Божья Матерь сыну колоб…

Заигравшись с колобом, младенец уснул и уронил колоб на солому, а тот взял и покатился из соломы в небо месяцем. О том, что это действительно месяц, мы узнаем из последней строчки стихотворения, как будто разгадываем загадку.

Маленький сын, видя, что нет колоба, плачет. Тогда Божья Матерь говорит ему:

На земле все люди человеки,

Чада.

Хоть одну им малую забаву

Надо.

Жутко им меж темных

Перелесиц.

Назвала я этот колоб – месяц.

Поэт творит в этом произведении тёплый, уютный, домашний мир, на доступном детям языке рассказывает о маленьком Иисусе и бесконечной любви Богородицы к людям.

В формах устной словесности эти и подобные им образы бытовали в народной жизни, духовные стихи и легенды разносили по всей Руси богомольцы и странники. В начале ХХ века в своем селе Есенин слышал духовные стихи, сложенные на основе народных фантазий, от деда и бабки.

Следующее произведение, рассказ о котором дети слушают с интересом, – «Исус младенец» (1916 г.), посвящённое «отрокам резвым, большим и малым».

Газета «Знамя труда» 3марта 1918 г. писала: «…Детская книжка "Исус младенец" хорошо соответствует своему назначению. Сказка С.Есенина об обиженном журавлями и синицами "маленьком Боженьке", у которого птицы съели кашу, – прекрасна». Боженьку утешал белоперый аист, которому Пречистая предназначила за это особую судьбу:

«А белому аисту,

Что с Богом катается

Меж веток –

Носить на завалинки

Синеглазых маленьких

Деток».

Что хотел показать поэт в этом произведении? Как объяснить его смысл детям? Может быть, в аллегорических образах здесь предстают люди. Богоматерь, родившая Богомладенца увещевала медлительных птах: «Позвала Пречистая / Журавлей с синицами./ Сказала: /Приносите, птицы, / Хлеба и пшеницы. / Не мало./ Замешкались птицы, / Журавли, синицы, / Дождь прочат, / А Боженька в хате. / Все теребит Мати, / Есть хочет./ Вышла Богородица в поле, за околицу, / Кличет. /Только ветер по полю. /Словно кони, топает, / Свищет».

Что написал Есенин для детей?


Только аист оказался по-настоящему неравнодушен к голодному дитяти: «Боженька маленький плакал на завалинке от горя, плакал, заливался. И прилетел тут аист белокрылый. Взял он осторожно красивым клювом Боженьку / Умчался. И Господь на елочке в аистовом гнездышке качался». Здесь белый цвет аистовых крыльев, возможно, олицетворяет чистоту риз (парчовое одеяние без рукавов в церковном облачении священнослужителей). Именно эта избранная Богоматерью птица, в отличие от обрекаемых на суетное существование журавлей и синиц, удостоена особой миссии служения детям.

Поэт наделяет Богородицу и маленького Иисуса вполне земными крестьянскими чертами. «У моего Сергея два замечательных качества – любовь к детям и к животным», – писала в одном из своих писем его жена С.А. Толстая. Оба эти свойства ярко проявились в сказке «Иисус-младенец».

С. Есенин задает вопрос: может ли ребенок быть мудрее взрослого? И приходит к выводу: да, может. «Надо проверить себя не по годам, а по возрасту души», – пишет он в «Ключах Марии». Поэт переносит свои наблюдения над возрастом на творческий процесс: «Жизнь образа огромна и разливчата. У нее есть свои возрасты, которые отмечаются эпохами».

Поэт в своих произведениях погружается в чарующий мир сказок. В частности, именно на сказочной традиции основано стихотворение «Сиротка» (1914г.):

Неродимая сестрица

Маше места не дает.

Плачет Маша втихомолку

И украдкой слезы льет.

Плачет Маша у крылечка,

Притаившись за углом,

И заплаканные глазки

Утирает рукавом.

Незащищенность осиротевших детей с болью показана в стихотворении «Побирушка»(1915):

Плачет девочка-малютка у окна больших хором,

А в хоромах смех веселый так и льется серебром.

Плачет девочка и стынет на ветру осенних гроз

И ручонкою иззябшей вытирает капли слез.

Со слезами она просит хлеба черствого кусок,

От обиды и волненья замирает голосок.

Но в хоромах этот голос заглушает шум утех,

И стоит малютка, плачет под веселый, резвый смех.

В этом святочном сюжете поэт обращается к теме социальной несправедливости, пытается достучаться до богатых и сытых, но безразличным к страдающим и обездоленным.

В своих произведениях Есенин глубоко проникает во внутренний мир ребёнка. Так, в повести «Яр» (1916 г.) поэт психологически тонко описывает восприятие леса маленьким мальчиком. Поначалу он боится леса, ведь в лесу звери, а затем успокаивает себя, вспоминает сказочных героев, начинает фантазировать: «Я, дяденька, не боюсь теперь, – смышлено качал желтой кудрявой головой Кузька. – Ты рази не знаешь сказку про мальчика с пальчика? Когда его отвели в лес, он бросал белые камешки, а я бросаю калину, она красная, кислая и птица ее не клюет…». И совсем иное миропонимание у другого ребенка в том же «Яре»: «А я кашеваром буду, Ермаком сделаюсь, и Сибирь завоюю».

А как поэт любил своих младших сестренок!

Очень трогательно и бережно относился к своей младшей сестре Шуре, волновался о том, как она одета, какое у нее настроение. Однажды, заметив ее увлечение рисованием, собрал все ее рисунки и сделал шутливую надпись: «Выставка Александры Есениной. Все продано».

А.А.Есенина вспоминала, что Сергей был подвижным человеком, был горазд на разные выдумки, умел и любил шутить.

Особую ответственность ощущал Есенин за воспитание сестры Екатерины, которой он приходился не только старшим братом, но и крестным. К ней была какая-то болезненная, тревожная любовь. Он знал, что они во многом похожи друг на друга, как близнецы, что воспринимают и чувствуют почти одинаково. Кроме того, он не раз говорил, что имел право на многое, потому что знал себе цену, а ей этого нельзя.

На всю жизнь С. Есенин сохранил в своей душе воспоминания детства: «Я нежно болен воспоминаньем детства».

Также поэт неизменно верил, что придет новое время, произойдёт смена поколений, и у молодых людей будут другие мечты, иное отношение к миру: «Другие юноши поют другие песни. / Они, пожалуй, будут интересней / Уж не село, а вся земля им мать…»

Осенью 1925 года, за одну ночь, С. Есенин пишет «Сказку о пастушонке Пете…» С юмором, с доброй шуткой, используя интересный приём «сна о будущем», поэт показывает своим юным читателям, как важно хорошо учиться, чтобы, повзрослев, не отстать от жизни, от её новых социальных реалий. Поэт наделяет своего героя Петю терпением и милосердием, и здесь очень значим поучительный «сон пастуха»:

Пастушонку Пете

Трудно жить на свете…

Наш народ ведь голый.

Что ни день, то с требой.

То построй им школу,

То давай им хлеба

Кто им наморочил?

Кто им накудахтал?

Отчего-то очень

Стал им нужен трактор.

Ну а где же Пете?

Он ведь пас скотину,

Понимал на свете

Только хворостину.

А в финале «Сказки» следует поучительный вывод:

Малышам в острастку,

В мокрый день осенний,

Написал ту сказку

Я – Сергей Есенин.

Во время музейных экскурсий школьникам из старших классов мы предлагаем познакомиться с произведениями С. Есенина «Папиросники»(1923), «Русь бесприютная»(1924) о трагедии беспризорничества, социального сиротства, что актуально и для нашего времени:



Мальчишки лет семи-восьми

Снуют средь штатов без призора.

Бестелыми корявыми костями

Они нам знак тяжелого укора.



Современник С.Есенина В. Мануйлов вспоминал о встрече Есенин в 1924 г. в Баку с местными беспризорниками: «Неподалеку от почтамта, у остывших котлов, в которых варили асфальт, закопченные беспризорники играли в железку. Есенин подошел к ребятам, заинтересовался игрой, дал им немного денег и пообещал навестить через несколько дней. Он рассказал мне о том, что подружился с ними и даже водил их в Бакинские бани».

Спустя три дня после встречи с беспризорниками в тифлисской газете «Заря Востока» появляется маленькая поэма «Русь бесприютная».

А. Воронский, редактор журнала «Красная новь», вспоминал: «…У него был замысел – написать повесть в 8–10 листов. Тема: уличные мальчишки, бездомные и беспризорные… Однажды он показал мне несколько листков из этой повести, правда было всего две- три страницы (эти листки не найдены), но через некоторое время Есенин сознался, что «не пишется» и «не выходит». Поэт сам ощущал себя беспризорником. Он не имел своего постоянного жилья. В последние годы у Есенина не было даже своей комнаты, ютился у знакомых людей из милости и из любви к нему. В последние годы жизни поэт говорил своим друзьям: «Какая у меня жизнь? Где она? Да у меня даже своего угла нет! Я живу, как беспризорный! Нет у меня ничего!» Поэтому ему была так близка боль чужой души, в особенности детской.

Любовь Есенина к детям проявилась не только в его стихах, но и в многочисленных жизненных эпизодах.

Так, Е.А. Есенина в своих воспоминаниях описывала историю появления одной фотографии, на которой изображены С.Есенин с сестрой Екатериной на Пречистенском бульваре в Москве в 1925г.: «…Сергею Александровичу захотелось, чтобы дети вошли в этот кадр. Но фотограф убедил его, что такой групповой снимок нарушает композицию. Ребятишки в момент съемки стояли около фотографа. Их лица озарились улыбками, когда поэт на всю ширь развернул маленькую гармошку. Вот и состоялся душевно-сердечный диалог, запечатленный на знаменитой фотографии». Этот замечательный фотодокумент представлен в экспозиции нашего музея.

Мы привели отдельные моменты музейных экскурсий, учитывающие специфику детского возраста. Но тема «Есенин и дети» поистине неисчерпаема, и это одно из самых убедительных доказательств гуманистического характера есенинской поэзии, наполненной милосердием и добротой по отношению к «отрокам резвым, большим и малым».

    Что написал Есенин для детей?

    Что написал Есенин для детей?


    Детская тема в творчестве С.А. Есенина

    М.А. Борисова,

    научный сотрудник отдела

    культурно-образовательной и экскурсионной деятельности

    Государственного музея-заповедника С.А. Есенина


    Музейные сотрудники с большим опытом работы знают, как порой неожиданно ведут себя дети в музее, какие сложные вопросы они задают. Поэтому основная задача экскурсоводов – помочь детям освоить ключ к разумной ориентации в музее, научить воспринимать стихи великого поэта С.А. Есенина, который дал миру «песенное слово», повысить культурный уровень наших юных посетителей.

    Лучшим помощником экскурсовода в этом непростом деле является сам поэт, который в своем творчестве неоднократно обращался к детской теме.

    Начиная с 1914 года С. Есенин печатался в детских изданиях, писал стихи для детей. Многие его стихи близки миропониманию ребенка, доступны его сознанию. Маленькие читатели легко входят в мир Есенина, как и в мир Пушкина.

    Творчество поэта связано с устным народным творчеством: с загадками, сказками, легендами. В своем творчестве он часто обращается к Библии, которая была его настольной книгой, и к исследованиям известного учёного-мифолога А.Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу».

    Так, в стихотворении «То не тучи бродят за овином…» детей может привлечь то, что Есенин создаёт христианскую легенду-сказку о колобке-«колобе», превратившемся в месяц:

    То не тучи бродят за овином

    И не холод.

    Замесила Божья Матерь сыну колоб…

    Заигравшись с колобом, младенец уснул и уронил колоб на солому, а тот взял и покатился из соломы в небо месяцем. О том, что это действительно месяц, мы узнаем из последней строчки стихотворения, как будто разгадываем загадку.

    Маленький сын, видя, что нет колоба, плачет. Тогда Божья Матерь говорит ему:

    На земле все люди человеки,

    Чада.

    Хоть одну им малую забаву

    Надо.

    Жутко им меж темных

    Перелесиц.

    Назвала я этот колоб – месяц.

    Поэт творит в этом произведении тёплый, уютный, домашний мир, на доступном детям языке рассказывает о маленьком Иисусе и бесконечной любви Богородицы к людям.

    В формах устной словесности эти и подобные им образы бытовали в народной жизни, духовные стихи и легенды разносили по всей Руси богомольцы и странники. В начале ХХ века в своем селе Есенин слышал духовные стихи, сложенные на основе народных фантазий, от деда и бабки.

    Следующее произведение, рассказ о котором дети слушают с интересом, – «Исус младенец» (1916 г.), посвящённое «отрокам резвым, большим и малым».

    Газета «Знамя труда» 3марта 1918 г. писала: «…Детская книжка "Исус младенец" хорошо соответствует своему назначению. Сказка С.Есенина об обиженном журавлями и синицами "маленьком Боженьке", у которого птицы съели кашу, – прекрасна». Боженьку утешал белоперый аист, которому Пречистая предназначила за это особую судьбу:

    «А белому аисту,

    Что с Богом катается

    Меж веток –

    Носить на завалинки

    Синеглазых маленьких

    Деток».

    Что хотел показать поэт в этом произведении? Как объяснить его смысл детям? Может быть, в аллегорических образах здесь предстают люди. Богоматерь, родившая Богомладенца увещевала медлительных птах: «Позвала Пречистая / Журавлей с синицами./ Сказала: /Приносите, птицы, / Хлеба и пшеницы. / Не мало./ Замешкались птицы, / Журавли, синицы, / Дождь прочат, / А Боженька в хате. / Все теребит Мати, / Есть хочет./ Вышла Богородица в поле, за околицу, / Кличет. /Только ветер по полю. /Словно кони, топает, / Свищет».

    Что написал Есенин для детей?


    Только аист оказался по-настоящему неравнодушен к голодному дитяти: «Боженька маленький плакал на завалинке от горя, плакал, заливался. И прилетел тут аист белокрылый. Взял он осторожно красивым клювом Боженьку / Умчался. И Господь на елочке в аистовом гнездышке качался». Здесь белый цвет аистовых крыльев, возможно, олицетворяет чистоту риз (парчовое одеяние без рукавов в церковном облачении священнослужителей). Именно эта избранная Богоматерью птица, в отличие от обрекаемых на суетное существование журавлей и синиц, удостоена особой миссии служения детям.

    Поэт наделяет Богородицу и маленького Иисуса вполне земными крестьянскими чертами. «У моего Сергея два замечательных качества – любовь к детям и к животным», – писала в одном из своих писем его жена С.А. Толстая. Оба эти свойства ярко проявились в сказке «Иисус-младенец».

    С. Есенин задает вопрос: может ли ребенок быть мудрее взрослого? И приходит к выводу: да, может. «Надо проверить себя не по годам, а по возрасту души», – пишет он в «Ключах Марии». Поэт переносит свои наблюдения над возрастом на творческий процесс: «Жизнь образа огромна и разливчата. У нее есть свои возрасты, которые отмечаются эпохами».

    Поэт в своих произведениях погружается в чарующий мир сказок. В частности, именно на сказочной традиции основано стихотворение «Сиротка» (1914г.):

    Неродимая сестрица

    Маше места не дает.

    Плачет Маша втихомолку

    И украдкой слезы льет.

    Плачет Маша у крылечка,

    Притаившись за углом,

    И заплаканные глазки

    Утирает рукавом.

    Незащищенность осиротевших детей с болью показана в стихотворении «Побирушка»(1915):

    Плачет девочка-малютка у окна больших хором,

    А в хоромах смех веселый так и льется серебром.

    Плачет девочка и стынет на ветру осенних гроз

    И ручонкою иззябшей вытирает капли слез.

    Со слезами она просит хлеба черствого кусок,

    От обиды и волненья замирает голосок.

    Но в хоромах этот голос заглушает шум утех,

    И стоит малютка, плачет под веселый, резвый смех.

    В этом святочном сюжете поэт обращается к теме социальной несправедливости, пытается достучаться до богатых и сытых, но безразличным к страдающим и обездоленным.

    В своих произведениях Есенин глубоко проникает во внутренний мир ребёнка. Так, в повести «Яр» (1916 г.) поэт психологически тонко описывает восприятие леса маленьким мальчиком. Поначалу он боится леса, ведь в лесу звери, а затем успокаивает себя, вспоминает сказочных героев, начинает фантазировать: «Я, дяденька, не боюсь теперь, – смышлено качал желтой кудрявой головой Кузька. – Ты рази не знаешь сказку про мальчика с пальчика? Когда его отвели в лес, он бросал белые камешки, а я бросаю калину, она красная, кислая и птица ее не клюет…». И совсем иное миропонимание у другого ребенка в том же «Яре»: «А я кашеваром буду, Ермаком сделаюсь, и Сибирь завоюю».

    А как поэт любил своих младших сестренок!

    Очень трогательно и бережно относился к своей младшей сестре Шуре, волновался о том, как она одета, какое у нее настроение. Однажды, заметив ее увлечение рисованием, собрал все ее рисунки и сделал шутливую надпись: «Выставка Александры Есениной. Все продано».

    А.А.Есенина вспоминала, что Сергей был подвижным человеком, был горазд на разные выдумки, умел и любил шутить.

    Особую ответственность ощущал Есенин за воспитание сестры Екатерины, которой он приходился не только старшим братом, но и крестным. К ней была какая-то болезненная, тревожная любовь. Он знал, что они во многом похожи друг на друга, как близнецы, что воспринимают и чувствуют почти одинаково. Кроме того, он не раз говорил, что имел право на многое, потому что знал себе цену, а ей этого нельзя.

    На всю жизнь С. Есенин сохранил в своей душе воспоминания детства: «Я нежно болен воспоминаньем детства».

    Также поэт неизменно верил, что придет новое время, произойдёт смена поколений, и у молодых людей будут другие мечты, иное отношение к миру: «Другие юноши поют другие песни. / Они, пожалуй, будут интересней / Уж не село, а вся земля им мать…»

    Осенью 1925 года, за одну ночь, С. Есенин пишет «Сказку о пастушонке Пете…» С юмором, с доброй шуткой, используя интересный приём «сна о будущем», поэт показывает своим юным читателям, как важно хорошо учиться, чтобы, повзрослев, не отстать от жизни, от её новых социальных реалий. Поэт наделяет своего героя Петю терпением и милосердием, и здесь очень значим поучительный «сон пастуха»:

    Пастушонку Пете

    Трудно жить на свете…

    Наш народ ведь голый.

    Что ни день, то с требой.

    То построй им школу,

    То давай им хлеба

    Кто им наморочил?

    Кто им накудахтал?

    Отчего-то очень

    Стал им нужен трактор.

    Ну а где же Пете?

    Он ведь пас скотину,

    Понимал на свете

    Только хворостину.

    А в финале «Сказки» следует поучительный вывод:

    Малышам в острастку,

    В мокрый день осенний,

    Написал ту сказку

    Я – Сергей Есенин.

    Во время музейных экскурсий школьникам из старших классов мы предлагаем познакомиться с произведениями С. Есенина «Папиросники»(1923), «Русь бесприютная»(1924) о трагедии беспризорничества, социального сиротства, что актуально и для нашего времени:



    Мальчишки лет семи-восьми

    Снуют средь штатов без призора.

    Бестелыми корявыми костями

    Они нам знак тяжелого укора.



    Современник С.Есенина В. Мануйлов вспоминал о встрече Есенин в 1924 г. в Баку с местными беспризорниками: «Неподалеку от почтамта, у остывших котлов, в которых варили асфальт, закопченные беспризорники играли в железку. Есенин подошел к ребятам, заинтересовался игрой, дал им немного денег и пообещал навестить через несколько дней. Он рассказал мне о том, что подружился с ними и даже водил их в Бакинские бани».

    Спустя три дня после встречи с беспризорниками в тифлисской газете «Заря Востока» появляется маленькая поэма «Русь бесприютная».

    А. Воронский, редактор журнала «Красная новь», вспоминал: «…У него был замысел – написать повесть в 8–10 листов. Тема: уличные мальчишки, бездомные и беспризорные… Однажды он показал мне несколько листков из этой повести, правда было всего две- три страницы (эти листки не найдены), но через некоторое время Есенин сознался, что «не пишется» и «не выходит». Поэт сам ощущал себя беспризорником. Он не имел своего постоянного жилья. В последние годы у Есенина не было даже своей комнаты, ютился у знакомых людей из милости и из любви к нему. В последние годы жизни поэт говорил своим друзьям: «Какая у меня жизнь? Где она? Да у меня даже своего угла нет! Я живу, как беспризорный! Нет у меня ничего!» Поэтому ему была так близка боль чужой души, в особенности детской.

    Любовь Есенина к детям проявилась не только в его стихах, но и в многочисленных жизненных эпизодах.

    Так, Е.А. Есенина в своих воспоминаниях описывала историю появления одной фотографии, на которой изображены С.Есенин с сестрой Екатериной на Пречистенском бульваре в Москве в 1925г.: «…Сергею Александровичу захотелось, чтобы дети вошли в этот кадр. Но фотограф убедил его, что такой групповой снимок нарушает композицию. Ребятишки в момент съемки стояли около фотографа. Их лица озарились улыбками, когда поэт на всю ширь развернул маленькую гармошку. Вот и состоялся душевно-сердечный диалог, запечатленный на знаменитой фотографии». Этот замечательный фотодокумент представлен в экспозиции нашего музея.

    Мы привели отдельные моменты музейных экскурсий, учитывающие специфику детского возраста. Но тема «Есенин и дети» поистине неисчерпаема, и это одно из самых убедительных доказательств гуманистического характера есенинской поэзии, наполненной милосердием и добротой по отношению к «отрокам резвым, большим и малым».


© SER-ESENIN.RU 2005-2016
При перепечатке материалов гиперссылка на сайт ser-esenin.ru обязательна. Все материалы являются собственностью их авторов.
С.А. Есенин ::: Жизнь моя, иль ты приснилась мне...

Наверх